ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
заставказаставка
 
 
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
Шестиклассники против пиратов (04.1984г.)   Мир держится на тех, кто смотрит в небо. (09.1986г.)
"Экран" Серия за серией. (04.1984)   Серьезная жизнь до шестнадцати. (12.1986г.)
Чудеса за дверью (06.1984г.)   Сказки эпохи НТР. (1987г.)
"Анонс"   (10.1984г)   Интервью с Киром Булычевым (11.1998г.)
Погоня трусцой (03.1985г.)   П. Арсенов "Очищение" (1990г.)
Обыкновенное чудо и космические фокусы (04.1985)   П. Арсенов И жизнь, и детство, и кино.. (10.1999г.)
Чего не видит зритель (05.1985г.)   Алиса Селезнева стала вирусологом...( 02.2004г.)
Включаем приключение. (05.1985г.)   20 лет тому вперед. (02.2004г.)
"Девочка из завтра" (06.1996г.)   Гостья из будущего. (02.2004г.)
Павел Арсенов. "Очищение"

Павел Арсенов:
«Очищение»
А. Романенко. Интервью Павла Арсенова. 1990г.
Тот  мальчик  хотел быть  как  все,  подчинялся силе,  даже  несправедливой,  был равнодушен к тому, что не касалось его самого. Но наступил час, когда он оценил и себя,  и приспособленчество друзей и нашел пружину их общего поведения - страх. Этот момент нравственного самосознания юного героя стал кульминацией фильма Павла  Арсенова  "И тогда я сказал "нет".  Рискуя жизнью,   в  одиночку  подросток выступил  против общей покорности злу.  Это была модель поведения,  в  котором нуждалось  общество. Фильм был снят  в середине  70-х,  нравственные  вопросы, поднятые Арсеновым,  пришлись не ко двору.  Они показались опасными . Фильм прошел вторым экраном,  почти  не был тиражирован.   Другие фильмы режиссера тоже не получили чиновничьего одобрения.
Сегодня  самосознание  и  покаяние  стали   едва  ли   не  главными  мотивами  в искусстве.  Но уже завязываются  и  новые  вопросы.  Они еще  не оформились,  не вызрели до конца. Но молчать о них уже нельзя. Слишком дорого мы платим за то,  чего не предвидели. Тем более, что все сходится, все пересекается в одной болевой точке - наши дети. Их человеческая состоятельность. Их будущее.
Как сделать, чтобы выстраданный нами опыт не прошел для них даром? Чтобы их души не разъедал страх?  Чтобы их усилиями,  когда они созреют,  гуманистический мир был гарантирован? Стоит об этом поразмышлять нам всем вместе.
Сегодня мы  дали слово  режиссеру детского кино  Павлу Арсенову. С  ним  ведет разговор  кинокритик  Аэлита  Романенко  -  читатель знакомится  не  с итоговыми мыслями, а с их ходом и может стать соучастником диалога, его оппонентом.
П. Арсенов.  Каким мы хотим видеть ребенка  и что ему  дать? Когда начинаешь думать на эту тему, комок поднимается к горлу... Все сорвалось с места... порвались связи... Сегодня трудно формулировать...
У  нас  ведь  нет  верного взгляда  на  детство.  А  нет  потому,  что  мы растеряли понятие  человечности,  попрали  вековые  истины.  Человека  на  земле  ищут уже сколько тысяч поколений, то находят, то теряют. Вот сейчас и мы потеряли...
У  себя  в  детском  кино  заявили  программу воспитания зрителей  от  шести  до шестнадцати, а куда и как вести ребенка, оказывается, и не знаем. Вызывай у детей сострадание к ближнему,  создавай ощущение  мира  как  единого целого,  ведь это   все  пока  слова.  А как нам самим требуется переоценка многих ценностей,  своего личного опыта...
А. Романенко. Я хочу рассказать вам об одном  эпизоде  школьной жизни.  Было   это  в  начале  50-х.  В  третьем классе задали сочинение  на тему о том, как ребята собирали урожай в колхозе.  В школе была плохая дисциплина,  но  политическая -     на высоте.   Все дети, как один, написали, что в тот день была прекрасная погода и  они собрали  замечательный урожай.  А  на  самом  деле  лил  проливной дождь  и ничего не удалось собрать.  Лил дождь, а весь класс написал - сияло солнце. Когда нормой морали,  справедливости,  долга  выступали такие личности, как Лысенко, Вышинский,  Жданов  и  само  главное действующее  лицо,   когда  была  размыта нравственная основа общества, можно ли было ожидать другого...
Я думаю, что сегодня важно понять, от чего мы должны отказаться в воспитании наших    детей.    Ибо   сознательно   или,    случалось,    бессознательно    долго культивировалось  в  людях  то,  что  привело  к  беде.   А  может  быть,  что-то  из отброшенного ранее, напротив, и есть главное, сердцевина и нуждается в защите?..
П. А. Отказаться мы должны прежде всего от дрессировки и принуждения. Дети устали  от   дрессировки.  Вот  идем  мы  с  ребенком,   перед  нами препятствие - канавка в тридцать сантиметров.   Я перешагиваю, он перепрыгивает, я даже руки ему не подаю.  Другая канавка  -  пятьдесят сантиметров.  Он нуждается   в   моей помощи,  а  когда  я перешагиваю полтора метра,  я беру ребенка на руки.  Мы  не равны,  но  в то  же  время   равны  в  целях.  Ров  большой,  мы  должны   вместе посидеть, подумать вместе, как перебраться или как обойти, чтобы потом не было страха. У ребенка все переправы еще впереди.
А наша переправа - это очищение...

А. Р.  Очищение... Я вам признаюсь,  что с этим словом  у меня связан странный несовременный образ.  Словно  вынули  откуда-то  из  морских  глубин  древнюю статую,  облепленную илом,  травой и еще бог знает чем...  Так  погребенные под  илом слов  и  пустых  суждений вечные истины ждут нас.  И вот, обдирая в кровь  руки,  день и ночь  люди очищают статую от грязи,  чтобы добраться  до  красоты, вернуть ее миру...
Сегодня     на    нас    обрушилась    лавина     разоблачительной     политической информации о людях,  которым доверяли, и даже о тех, кому свято верили.  Один       из самых трудных вопросов, конечно, сталинщина. Наступит время, когда Сталин станет именем нарицательным.  Тогда только можно будет сказать,  что с культом покончено.  Потому что пока,  пусть с другим,  отрицательным знаком, а все-таки    идет возвеличивание образа сверхмасштабного злодея всех времен и народов.  Не воспитать  бы   в   детях   новый  страх.   Куда   важнее   помочь  юному  человеку разобраться в глубинных процессах,  дать толчок для собственного размышления... Противостояние,  оппозиции Сталину,  я  думаю,  оказались  слабыми не  только благодаря  хорошо  отлаженному механизму подавления, слежке, кривосудию.  Но       не  потому  ли  не  состоялось противодействие,  что не было противопоставлено высокое духовное начало.  Думаю,  что на безнравственной почве оно  и не могло родиться.  Как поведать детям обо всем этом, про ту суровую реальность, которую сейчас начинает осваивать искусство?

П. А.   Сейчас вопрос  ставится  таким образом:   давайте  будем показывать  им суровую правду жизни,   и тогда они будут иметь в себе силы бороться.  Тут тоже    надо быть очень осторожными, тактичными, не делать этого раньше времени...
Я не раз наблюдал,  как  даже  в  очень благополучных, интеллигентных семьях, посвящая маленького ребенка   в  горькие,  суровые стороны жизни,  раскрывая ее правду, надламывали сознание,  психику своих детей.  Я думаю,  что  до поры до времени надо дитя оберегать; о другом с ними надо, просто о другом, о хорошем... Потому  что  тогда   у  него  и  будет  больше  душевных сил  для противостояния.   Пусть взрослые переболеют,  выработают вакцину, откажутся от ложных идеалов. Сами поверят, между прочим, в идеалы вечные.

А. Р.   А дети-то вырастают...

П. А. Но,  раскрывая  глаза   на  все  сложности  жизни   несформировавшемуся ребенку,  мы можем наплодить таких циников, таких  с  детства  усталых людей!     Меня  спрашивают:  почему ты снимаешь  сладенькие  сказки? Страшно изучать прошлые болезни?  Я   могу   снять червяка   пострашнее, чем   в  "Броненосце "Потемкин".    Но   я  представляю себе,   как  эти   возбуждающие отвращение и     ужас   кадры    будут    смотреть   малыши...     Меня    упрекали ,    когда   я   снял  "Гостью из будущего",   что  я,   дескать,   взялся за пустую,  малосерьезную тему - фантастику  -   и   что   надо  было    делать    картину-предостережение,    а   не "приглашение  в будущее".    Но  я представил себе  детдомовских  детей   (а  что     такое  сегодняшний  детдом,  мы знаем):   пусть они  увидят  другой  мир,   более разумный,  идеальный,  что ли.   Мне важно было  заложить это в подсознание - возможность иной жизни.  Тогда и страха за будущее не будет  и тогда,  глядишь, включатся  молодые поколения  и  в  борьбу  за Байкал,  за Арал,  будут  верить  в будущее.   А пока  пусть  будет  сказка.  И  мне кажется,  она полезней,  чем  когда детдомовцам показывают в фильмах ужасы их жизни.

А. Р.   Сказка  всегда  говорит правду.  Человечество  на всем  протяжении веков      жило на противопоставлении  двух миров  -  мира идеального  и мира реального.   Детям  необходимо  давать представление об идеальном мире.  Но нельзя детдом выдавать за мир идеальный. Тогда нет ни идеального мира, ни правды.

П. А.  Потрясающее письмо прислала одна ленинградская девочка. Она написала, что  несколько  раз  сажала деревце,  а мальчишки-хулиганы его ломали.  Ее семья стала жить в новом районе,  ну,  как обычно,  стоят коробки,  все голо вокруг.  Вот    они с отцом и посадили деревце.  Три раза сажали, а на четвертый не хватило сил     ни у нее, ни у отца.  Потом - так она написала - посмотрела  "Гостью из будущего",       и пошли с отцом в четвертый раз покупать дерево и посадили. И еще пишет: "Буду   всю жизнь дерево сажать, пока они не устанут ломать". И тут я не чувствую, что от "наивного"  приглашения  в  будущее  менее  глубоким  становится  мое общение  с детьми.

А. Р.  И все-таки вернемся от сказки  к  реальности.  Может быть, самый главный  враг  сегодня  -  конформизм, в котором воспитывались поколения, и, хотя основной  пафос  нашего  времени совсем иной,   еще нет  гарантий того, что конформизм себя изживет.    Где же    иммунитет против этого треклятого приспособленчества, погубившего не одну душу и не один высокий замысел?  Как защитить от него детей?

П. А.  Мы, может быть,  сейчас испытываем  здоровый скепсис и одновременно холодный страх  -  а вдруг  не удастся?   Что остается нашему поколению  делать?  Либо  вмешаться,  либо стать конформистами или сверхфункционерами.  Третьего      не дано.  Это мое глубокое убеждение.  И  лучшие  в нашем  поколении  не смогли избавиться от так называемой иллюзии 60-х годов. Как мучительно жили, а кто-то просто ценой чудачества выжил, но каковы потери, каковы...

А. Р.  А сейчас вы иначе думаете?

П. А. Нет, я думаю так же. Думаю, что человек должен быть честен и перед собой,      и  перед  близкими,  и  перед  Отечеством,  как бы сложна его жизнь ни была,  хотя понимаю, что многое с трудом дается, с большим, великим трудом, и физическим, и нравственным,   каким   угодно.    И еще.    Нужно    не   забывать   о   конечном,   о быстропреходящем, о смерти. Мещанин тот, кто гонит мысль о смерти...

А. Р.  А в эти размышления стоит посвящать подростка?

П. А.  Подростков надо, надо посвящать.  Но как посвящать,  вопрос в этом.  Если говорить о смерти,  то только ради жизни.  Ребенок  живет  сегодняшним  днем, но    он Леонардо,  он  носитель  завтрашней  жизни.  Дерево,  когда созревает,  оно  не семена рассыпает,  а  вот  эту  новую  жажду  жизни.  Вот почему юность всегда та пора,  которая,  как цветок,  как дерево,  тянется к новой жизни.
Но  есть  вопросы,  повторяю,  в  которые  маленький ребенок, не подросток,  не должен быть вовлечен.  Здесь не может быть равенства.  Ребенку  нужна  полнота эмоциональных переживаний.
    Жаль,  что нет серьезных исследований о том,  как и когда возникла потребность творить для детей.  Мы не стараемся изучить опыт детской литературы. Писатели  и поэты знали, что обращались к ребенку.  

"Наша Таня громко плачет.
  Уронила в речку мячик.
  Тише, Танечка, не плачь,
  Не утонет в речке мяч".
Что  же  это  такое,  как не первые уроки сострадания?  Я  много  ломал  голову  и думал об адресе. Дело в том, что мы в кино адрес не ищем.  Есть ребенок пяти лет,        а есть шести-семи.  А это разные миры.  Дети  10 - 11 лет  и  13 - 14 - ти.  Это опять разные  миры.  Но если ты точно уловил тот адрес,  то есть надежда,  что и другой возраст это воспримет. А иначе до зрителя не докарабкаться.

А. Р.  Трудно с вами не согласиться.  Вот маленький пример  разного восприятия взрослого  и  ребенка.   Родители   разрешили   сыну остаться   в   поздний  час  у телевизора.   Была премьера "Собачьего сердца"  по повести Булгакова.  Взрослые персонифицировали в герое  - хаме,  грубияне, недочеловеке  -  явление жизни, а мальчик безутешно плакал.  "Что с тобой?" - удивились мама с папой. "Мне жалко, очень жалко... Шарикова...".
    Белинский  студентом  размышлял  о  роли первых лет жизни человека,  которые действуют  на  всю  нравственную жизнь  его.  "Счастлив  он,  ежели  первичные впечатления его были благородны...".

П. А.  Следовало бы добавить:  если  первые  чувства  его и порывы благородны. Страшно пропустить эти мгновения  в  жизни ребенка.  Вот пример:  дочери моей Лизавете  год  и  три месяца,  маленький человечек,  первая клубника  -  Лизавете. Очень туго с деньгами,  но отборная рыночная клубника  на белом блюдце.  Пусть    глаз  порадуется,   витаминов  наберется.  Лизавета  потянулась  к  клубнике,   вот сейчас она съест  всю,  но я останавливаю ее руку:  "Лиза, это маме".  Взяла ягодку, поднесла.   Вторую  -  мне,   а эту  - тебе.   В  этот  момент   я  вижу  больше,   чем удовольствие ребенка.  Не надо упускать  ни  секунды  для победы душевного  над корыстным. Мы умиляемся детьми, а надо упреждать проблемы.

А. Р.  Да, эту внутреннюю работу в ребенке трудно переоценить.  Но сколь долго     мы    закрывали    на    нее    глаза,    считали несущественной.     Само   понятие "нравственное самосовершенствование личности"  стало  чуть ли не ругательным, знаком  идеологически  чуждого  и  безусловно вредного.   Было,  было такое...   А проблема-то  осталась...   Ведь нравственное самовоспитание  -  залог того, чтобы интеллектуальная,   духовная  энергия  человека  никогда   не  обращалась  против человечества...  Я думаю,  что вы согласитесь со мной,  что  к  общечеловеческому нужно вести ребенка через постижение своего,  родного?

П. А.  Мы растеряли,  извратили смысл  старинного  определения порядочности. Порядочный человек никогда не оскорбит чувства другого.  Я не могу представить себе,  чтобы порядочный  человек  был   шовинистом,   националистом. Если мы сумеем восстановить смысл слова "порядочность", воспитаем детей порядочными людьми,   то  можно  быть  уверенными,   что   гордость   за  свою национальную культуру не помешает им постигать национальный характер, душу другого народа.
    Конец XX века призвал к единству, и обычно единый мир мы воспринимаем как   мир единого языка, одинаковой одежды,  единой культуры и прочее.  И вот тут-то национальное   и   выступает  выразителем  разности  людей,  сохранять  которую необходимо.

А. Р.  Сегодня учат ценить широту...

П. А.  Широта ведь тоже по-разному понимаемая вещь.  Ну, скажем,  у тебя шесть полок в голове,  и на каждой лежит познанное философами.  Это не широта,  это - информированность. А вот если под широтой понимать спектр твоего восприятия мира...    Всякий   широкий человек   от  пахаря   до  академика    -    это   все-таки интеллигентный  человек,   знающий,   что делать со своей широтой.   Обычно мы интеллигента представляем себе в шляпе,  в пенсне и с тростью и, уж конечно,  не бойцом.   А все  обстоит  как раз наоборот.   Боец  -  это  и  есть широкий человек, подлинный носитель культуры.
    Я могу сказать простое. Почему мы так все кинулись читать Лихачева,  хранителя Пушкинского   заповедника   Гейченко,    почему   бросились   вникать    в    уроки Вернадского и простого честного председателя колхоза?  Потому что за каждым из    них долгий  труд самовоспитания,   труд   не только  во славу своего живота.   За каждым  из  них  совесть,   за  каждым  из них непрерывный путь размышления - о вечных вопросах,  о чести,  о достоинстве,  об Отечестве,  и не об Отечестве лишь своем,  но обо всем земном шаре.

А. Р.  Я думаю,  Павел Оганезович,  что  не только  любопытно-страстное  чтение стало  приметой  нашего  времени.    Но   и   неостановимый   внутренний диалог, который  ведет каждый из нас. Тема нашего разговора зовет все дальше,  открывая новые дали,  как и всякая загадка будущего,  и потому уместно прервать наш диалог многоточием...   А к вам последние вопросы как к режиссеру детского кино.
Что заставило вас решиться на хозрасчет? Ведь экономического образования у вас     не было?

П. А.  Многое подсказывал простой здравый смысл.   И...  детство...   Мы с мамой ходили на базар,   если достаток   -   рано утром,   клубника первая и  самая свежая зелень.   Потруднее  -  в середине дня,   а если совсем плохо  -  к концу базара.  Это нормальный рынок, о котором мы забыли...

А. Р.  И все-таки нет ли тут хоть и не такой явной, но все-таки опасности, что дух коммерции,   вызванный,   словно   джинн,   быстро  поднимет   голову   и   начнет диктовать свои условия?  Не станет ли наконец самоцелью?

П. А.  "Гвоздевой",  кассовый фильм нам нужен,  чтобы появились экономические условия для талантливых детских фильмов,  в  том  числе  экспериментальных. Что    же касается духа,  то вряд ли он может повлиять на то,  что выношено,  продумано, вызрело еще тридцать лет назад.

 А. Р.   Что же требуется для глубокой перестройки детского кинематографа?

П. А.  Мучают ночные мысли, когда хочется объяснить цель.  День-деньской суета, запутанные коридоры студии. Должна быть сделана в срок качественная продукция.  Но мысль  "для чего?"  свербит.  Поезд идет,  размышляем,   где переводить стрелки,      а колея - одна.
  Кино должно перестать  быть  игрушкой  в руках взрослых... А в мечтах видится детская студия как единый комбинат,  где  под  одной крышей снимаются игровые, мультипликационные,  документальные,  серийные  и  короткометражные  фильмы  для   детей.   Никаких   барьеров.   Но   это   глобальный   замысел,    и   пока,   увы, неосуществимый.  Так  пусть  будет  если  не  материк  детского кино,   то  хотя  бы островок.  Ведь  должен  кто-то  объединить художников,   способных снимать для детей. Мы пахари, а настоящий урожай соберут, вероятно, те,  для кого мы сегодня сеем.

А. Романенко.
Интервью Павла Арсенова.
Сборник "Экран-90". М.,
"Искусство", 1990.
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
А. Романенко. Интервью Павла Арсенова.
Сборник "Экран-90". М., "Искусство", 1990г.
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаСМИстрелкаПавел Арсенов: «Очищение»

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.