ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
заставказаставка
 
 
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
Шестиклассники против пиратов (04.1984г.)   Мир держится на тех, кто смотрит в небо. (09.1986г.)
"Экран" Серия за серией. (04.1984)   Серьезная жизнь до шестнадцати. (12.1986г.)
Чудеса за дверью (06.1984г.)   Сказки эпохи НТР. (1987г.)
"Анонс"   (10.1984г)   Интервью с Киром Булычевым (11.1998г.)
Погоня трусцой (03.1985г.)   П. Арсенов "Очищение" (1990г.)
Обыкновенное чудо и космические фокусы (04.1985)   П. Арсенов И жизнь, и детство, и кино.. (10.1999г.)
Чего не видит зритель (05.1985г.)   Алиса Селезнева стала вирусологом...( 02.2004г.)
Включаем приключение. (05.1985г.)   20 лет тому вперед. (02.2004г.)
"Девочка из завтра" (06.1996г.)   Гостья из будущего. (02.2004г.)
"СК новости", 29 октября 1999 г., № 21(28)
П. Арсенов и Н. Гусева

И ЖИЗНЬ,
И ДЕТСТВО,
И КИНО
КНИГА С ПОЛКИ

12 ноября этого года, в день памяти Ролана Быкова, Фонд его имени представит публике книгу "И дольше века длится детство" из серии "Говорят мастера детского кино". Сборник интервью и статей режиссеров, в чьем творчестве воплощались темы детства, был издан в 1995 году, но до сих пор не поступал в продажу. Оказывается, не только фильмы годами лежат "на полке", но и книги... Один из замечательных мастеров детского кино Павел Арсенов, не дождался выхода в свет своего интервью, подготовленного для этого издания. Он ушел из жизни 12 августа этого года. Публикуя (с сокращениями) его текст, мы отдаем дань памяти Арсенову и Быкову.

Мне кажется, каждый человек, любой из нас, до совершеннолетия как бы проживает всю свою жизнь, самое великое в ней. Получает самые сильные эмоциональные впечатления. Да что там жизнь - целые эпохи "вмещает" в себя этот возраст! Потом... Потом эмоции выплескиваются у кого во что, например, в творчество. А какую роль играло в детстве кино! Если бы не оно, не "Василиса Прекрасная" (я двадцать раз смотрел картину и каждый раз меня просто трясло, так переживал!), возможно, и в моей жизни все было бы иначе. Не было бы ни ВГИКа, ни работы на студии Горького, куда мы пришли в 1964 году вместе с Григорьевыми Ренитой и Юрой, Марком Осепьяном, Павлом Любимовым (кстати, за год до нашего прихода, в 1963 г., киностудия и была названа студией детских и юношеских фильмов). И было бы ли вообще детское кино?!
Нередко знакомые, друзья меня спрашивают: "Ну, зачем оно тебе нужно - это детское кино? Когда ты займешься уже серьезным делом?"
Понятно, конечно, времена меняются. И кино в наши дни практически перестало быть "самым важным из искусств", - увы, и без всякой иронии. Первое место в обществе занимает сегодня телевидение. Оно - основное средство массовой пропаганды и для демократов, и для консерваторов, которые никак не могут поделить власть. Все мы помним, как телевизионная башня родного "Останкино" стояла в окружении настоящих боевых танков. Да, политика есть политика, но вот только ведь и дети тоже втянуты в бесконечные споры взрослых, в которых сметается так много ценного, поистине человеческого. Уважение и почитание старших, любовь к матери, отцу своему, любовь к Отечеству - это ли не главное?! Вот чему, уверен, надо всегда быть верным, независимо ни от каких обстоятельств, политических ситуаций и государственных устройств. А наши дети сегодня опять становятся под "знамя" кто Ельцина, кто Руцкого. Но ведь это уже все пройденное: были уже и Ленин, и Сталин, и... Пора бы, наконец, понять, что красные или синие галстуки на груди - суть-то от этого не меняется. Нельзя видеть в ребенке яблоко раздора. Растаскивать его в разные стороны, как это делается сегодня. Того и глядишь, скоро без "рук" и "ног" останется юное создание, а то еще и "уши отрежут" и будет тогда одна культя...
Есть на студии Горького такие товарищи, по мнению которых не мешало бы отказаться от названия "Киностудия детских и юношеских фильмов" и начать просто снимать "нормальные" фильмы. "Какое там детское кино", - бурлят "перестройщики", - "когда вокруг такое происходит!" А что, собственно, происходит?
Встает каждый день солнышко... Просыпается все человечество. И одни для всех на Земле вечные истины, никому не дано их отменить: "не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца своего..." Открывать эти истины нашим детям - в этом основная задача искусства для детей и, конечно же, детского кино.
Что касается меня, заработать себе на хлеб, в общем-то, я бы смог и без работы в кино. Я неплохой парикмахер, с удовольствием занимаюсь резьбой по дереву; да и мало ли что можно еще делать! Но! Более серьезной работы для себя, чем снимать фильмы для детей, я не знаю и считаю, что это самое святое - воспитывать и учить наших детей Высокому, Вечному, Доброму. И делать это нужно во имя нашего будущего. А иначе...
Помните один из рассказов Толстого о крестьянской семье, в которой дед все бил и бил посуду, а его все ругали да укоряли. Потом посадили деда за занавесочку и дали ему для "жизни" деревянную посуду. И вот однажды, вернувшись домой, видят родители, как их любимый сыночек вырезает деревянные ложечки. Поначалу обрадовались мать с отцом: сынок при деле. Похвалили, а сыночек и говорит, - когда вы состаритесь, я вас с этих вот ложечек кормить буду. Тогда родители и спохватились: деда из-за занавесочки выпустили. Слава тебе, Господи, поняли!
Вот не помешало бы поучиться у классика нашим господам хорошим, с "легкой руки" которых на телевидении растиражирована актуальная реклама: "Я вот такая миллионерша! У меня вот такой миллион", - задорно твердит девчушка с щербатыми зубками. И никому в голову не придет, что может случиться так - вырастет девочка, вставит себе в дорогой клинике за миллион роскошные зубки, да ими же, чего доброго, и перегрызет горло собственному папаше. Ведь капитализм, рынок, скажет, а законы рынка жестоки. Так-то.
А вот мальчик, в исполнении которого я впервые услышал по телевидению песню "Прекрасное далеко" (тогда я только начинал работу над фильмом "Гостья из будущего") - другой. Я уверен, что душа этого ребенка во многом спасена. По крайней мере, что бы ни случилось с этим мальчиком - он не станет мстить своим обидчикам. Это можно было понять сразу, как только зазвучал его нежный, тонкий, искренний, чистый голос.
Песня "Прекрасное далеко" вошла в мой фильм "Гостья из будущего" и, как мне кажется, сыграла в нем заметную роль. И представьте, каково было мое удивление, когда я слышал от своих коллег буквально следующее: "Ну, Арсенов, учудил ты со своим "прекрасным далеко, не будь ко мне жестоко". Но я, как и прежде, убежден - дети должны верить в будущее. И это главное. А не та крутая правда жизни с постоянно разоблачающими действительность историями о плохих преподавательницах, мамах-наркоманках, папах-ворах, с пьянством, развратом и черт-те с чем еще, что сегодня обрушилось лавиной на головы наших детей с кино- и телеэкранов. Какая уж вера в будущее?!!
Но вдумайтесь только, кто же нам дал такое право говорить, что жизнь - это дно? Кто?! Мы же тем самым только развращаем человека с малолетства. Разве что-то становится от этой правды лучше в самой жизни?!
Перечитайте еще раз Федора Достоевского. Я не так давно это сделал и обнаружил поразительную вещь. Я открыл для себя писателя веселого, но веселость эта - человека настрадавшегося. Раньше я много думал, как так получается у Достоевского - до бездны человеческой доходит и сам из нее выбирается и других не пачкает. Сейчас понимаю: спасла его вера, которую всю свою жизнь писатель мучительно искал и утверждал в себе - вера в человека и любовь к нему. По Достоевскому, жизнь - это родник. И что интересно, родник этот лежит на дне болота. Представляете, болота - хранители родников. Поэтому-то их нельзя осушать. Признаться, я и сам не так давно это узнал. И вот о чем подумал: многие из нас, неустанно твердя: "Жизнь - это болото", просто не понимают, что за этой топкой, мутной, непросматриваемой жидкостью - настоящая живая вода. А это так важно знать, если мы хотим, чтобы наши дети любили жизнь, все самое доброе и красивое, что в ней есть. Собственно, для этого мы и работаем, для этого и снимаем свои фильмы.
Я стараюсь как можно больше общаться с детьми. У них удивительное чутье: дети мгновенно понимают, где хорошее, а где плохое; когда искренне, когда - нет. Я понял, что с детьми надо разговаривать "без дураков". Казалось бы, такие простые вещи, ну, кто этого не знает, и, тем не менее, очень часто приходится слышать: "Ну, как с ними наладить контакт?" А, в общем-то, все зависит от нас самих. Ведь стоит только на минуту окунуться в прошлое, в свое детство, вспомнить себя ребенком - уверен, сможешь понять свое дитя. Нам же чаще всего не хватает времени. Мы не внимательны ни к себе, ни к нашим детям. То и дело занимаемся искуплением грехов предыдущего поколения, а подумать о новом, сегодняшнем, подрастающем - нам некогда. А кроме того, еще и "нервные клетки не восстанавливаются", как известно. Только вот как я это понимаю: я берегу твои нервы, а ты - мои. И если существует, как мне кажется, такой баланс в отношениях между взрослыми и детьми - тогда-то и можно рассчитывать на понимание.
Другое дело, что взаимобережное отношение друг к другу не рождается на пустом месте. Прежде надо "вложить" в ребенка: помочь, подсказать, научить. Как? А все опять очень просто - своим примером. То, что мы - родители, педагоги, литераторы, люди искусства - говорим детям, должно полностью соответствовать, быть, что ли, один к одному с тем, что мы делаем. "Давайте, дети, быть честными", - учим мы. Значит, и самим надо быть честными. Или, к примеру, как можно снимать фильм-сказку для детей (а в сказках, все знают, добро всегда побеждает зло) - без веры в победу Добра?! А настоящая победа - она ведь не в том, что кто-то тебя обидел и вскоре обидчику на голову свалился кирпич, нет. Добро - вне личной жизни, оно не зависит ни от каких обстоятельств и желаний. Добро - или есть, или его нет. Это как "живая вода", а такая существует в природе. Она настолько чистая и прозрачная, что пропускает сквозь себя свет. Люди назвали ее "живой". Эта вода мгновенно утоляет жажду. Сделаешь глоток и чувствуешь, как все в тебе наполняется невидимой радостью, ты как будто снова родился на свет. Когда я был ребенком, у нас в Тбилиси, в домах прямо из кранов текла такая вода. Ее "вели" из знаменитого озера Алазань. С тех пор, со времен детства, никогда больше в своей жизни я не пил такой необыкновенно вкусной, чудотворной, поистине волшебной воды.
Вот почему я очень люблю сказки - в каждой из них есть образ "живой" воды. И хотя бывают сказки и грустные, как "Король-Олень" Гоцци, но все равно они несут в себе свет, тепло, доброту. Именно к этому я стремился, когда по "Королю-Оленю" снимал свой фильм. Однако в процессе работы над картиной не все сразу складывалось. Признаться, я просто не понимаю многих своих коллег, которые говорят, что от начала и до конца знают, как снимать. У меня происходит по-другому: кажется, все просчитано, накануне съемок отчетливо представляю, что буду делать на площадке, и вдруг в какой-то момент появляется новая деталь и меняет все дело. Решения нет, как будто его и не было никогда. А ведь "Короля-Оленя", именно эту картину, я вообще почти полностью зарисовал еще в подготовительном периоде. (Самое трудное для режиссера - донести до творческой группы свой замысел в целом. Я считаю, что с помощью рисунков намного легче разговаривать с актерами, оператором, художником. Каждый из них на своем пути может что-то к фильму прибавить или сделать наоборот. Рисунки дают возможность понять друг друга без слов. И когда это происходит, я счастлив и радуюсь вместе со всеми как благодарный ребенок).
И тем не менее многие эпизоды рождались нелегко и особенно - сцена охоты. Ну, представьте, как можно такое снять, ведь надо было убить живое существо! А есть ли на свете такая цель, ради которой можно это сделать?! Даже если животное, так или иначе, но все равно будет на бойне?! Нет, нет и еще раз - нет! Убить живое - грех. Но нередко и такое случается, хотя и делается это под прикрытием "высоких" целей. Скажем, есть такая небезызвестная история о съемках одной из престижных презентаций.
На ней присутствовали женщины в элегантных вечерних туалетах, мужчины в костюмах от Диора. Все они важно беседовали на самые серьезные темы. Говорили о войнах; о людях, которые безвинно сегодня гибнут; о крупных катастрофах и кризисах современного мира. А тем временем на глазах достопочтенной публики зажаривали молоденького, розовенького, обаятельного поросеночка. Понимаете, на вертеле крутили настоящую хрюшу с глазками, ушками, лапками. А потом убиенную стали аккуратно, ножичком и вилочкой разделывать на части эти же самые дамы и господа. А камеры все снимали, снимали и снимали! Оказывается, и такое возможно в современном цивилизованном обществе. Но, слава Богу, люди все разные. Другой человек - ты его хоть самого убей, но он никого не убьет, муху не тронет. Ему это НЕ ДАНО!
...Прокрутив немало вариантов, охоту в "Короле-Олене" в результате мы сняли. И все было и в самом деле как на охоте: лошади, собаки, погоня, стрельба со стрелами, олени. И кровь на картине, портрете поверженного Оленя. А самое главное было потом, когда фильм вышел на экраны, и я увидел, как ребята откликнулись на эту все-таки грустную сказку. Я читал школьные сочинения. И вот что написал один мальчик: "Я плакал, хотя и знал, что на самом деле олень остался живым. Режиссер мог убить его, но не сделал этого. Зачем? Я и так все понял".
Я очень хочу, чтобы дети поняли и мой новый фильм - сказку "Волшебник Изумрудного города". Хочу, чтобы посмотрев картину, ребенок пришел домой и сказал: "Мама, какая ты у меня красивая и добрая, как волшебница". Хочу, чтобы наша киносказка получилась ласковой и детям от нее стало ласково. Чтобы они полюбили Ингу, которую играет девочка Катенька с удивительными, как блюдечки, глазками - синими-синими - и с таким доверчивым взглядом, что ее все время хочется защитить. А самое главное в этой сказке - совсем, кажется, простая мысль, которая, думаю, многих, как и меня, неустанно волнует... 
И рай, и ад - все в нас самих. Надо только уметь вслушиваться в себя: что же там внутри происходит, как оно, сердце, бьется? Я не об этом, не о возрастных проблемах, а обо всех нас. О том, что каждый человек должен постигать себя самого на протяжении всей жизни. И это осмысление начинается уже с детства, с того самого момента, когда ребенок впервые пытается понять "что такое хорошо и что такое плохо". Только маленькому человеку надо помочь найти свой, собственный ответ на этот не такой простой вопрос. А их впереди еще будет так много, но отвечать придется уже самому. 
И я вот, размышляя, задаю нам всем один вопрос:
"Что значит быть самим собой?"... Наверное, прежде всего, надо СТАТЬ САМИМ СОБОЙ. У каждого человека должна быть своя неповторимая жизнь, а не чужая, которую мы порой проживаем. Потому что нам все не хватает времени - остановиться и подумать о чем-то очень важном. Все бегут, и ты бежишь, и в суете не понимаешь - там не твое, тебе совсем в другую сторону. А вот бы стать как пень на одном месте и осмотреться. А потом уже и бежать, но знать, для чего ты это делаешь. И пусть все вокруг говорят: "Вот чудак! Стоял, стоял и вдруг рванул". А ты побежал туда, потому что тебе что-то внутри подсказало. И здесь нет никакой мистики. Так, я думаю, оно бывает и в творчестве. Так - и в самой жизни.
Записала Наталья МАЗУР.
"СК новости", 29 октября 1999 г., № 21(28)
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
"СК новости", 29 октября 1999 г., № 21(28)
Благодарим Олега Парилова за присланную статью.
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаСМИстрелкаИ ЖИЗНЬ, И ДЕТСТВО, И КИНО

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.