ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
заставказаставка
 
 
СЦЕНАРИЙ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВЕРСИЯ.
СЦЕНАРИЙ. ПЯТАЯ СЕРИЯ.
Кир БУЛЫЧЕВ, Павел АРСЕНОВ
“ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО”
V серия
“ПРОЩАЙ, АЛИСА”
Стоп-кадр крупного плана Алисы. Алиса оживает.
Камера отъезжает - Алиса по-прежнему в окружении ребят.


- Мы знаем, что ты из будущего, - говорит Катя Михайлова.
- Мы тебе поможем!
- Мы найдем миелофон!

Трудно разобрать шумные слова, редкие прохожие оглядываются.


- Спасибо, ребята, - говорит Алиса. - Только я сама еще ничего не понимаю.
- Надо думать, - говорит Катя.
- Алиса, - прорывается к ней поближе Мила, - ты пойми меня правильно. Это я их привела в школу. Я думала, что так лучше, что ты просто больная, они сказали, что ты ненормальная...
- Ну что же вы стоите! - говорит Альбина. - Они же, наверное, сейчас пытают Колю.

Окно на втором этаже раскрывается, оттуда высовывается заспанная голова.

- Дети, а ну-ка с военными играми на бульвар! Только соберешься заснуть, а тебе сразу о пытках и проходных дворах.
- Мы не играем! - пытается возразить Юлька.
- Не спорь, - говорит Михайлова. - Пошли на бульвар.
- Погодите! - говорит Алиса. - Кто-нибудь знает, где Коля?
- А ты знаешь? - спрашивает Юлька.
- Самое ужасное, что не знаю. Я видела, как он забежал вон в тот подъезд. А во двор он не выбегал.
- Откуда ты знаешь, что не выбегал? - говорит Катя.
- Там один мужчина читал книжку. Он мне сказал.
- Может, он зачитался. Ты не заметила, какая книжка?
- О вкусной и здоровой пище.
- Мог и зачитаться, - говорит Садовский. - Если, конечно, еще не обедал.
- Сколько раз надо повторять! - снова высовывается заспанный. - Улицы не место для игр. Для этого существуют специально отведенные территории.
- Пошли, - говорит Катя.

Бульвар неподалеку, так что оттуда виден переулок и дом.

Они занимают скамейку. Алиса и Юлька садятся, другие стоят вокруг.

- Совещание открывается! - говорит Фима Королев. - На повестке дня два вопроса.
- Почему два? - спрашивает Альбина.
- Вопрос номер один - как спасти Колю Герасимова. Вопрос номер два - как найти и вернуть миелофон. Кто будет высказываться? Или дадите слово мне?
- Тебя никто не выбирал в председатели, - говорит Мила.
- В решительный момент самый способный берет руль в свои руки. Иначе корабль утопнет. Начинаем прения по первому вопросу...
- А Колю, наверное, пытают, - говорит Альбина.
- Слово предоставляется Алисе Селезневой. Сулима, ты поглядывай на переулок, не зря же тебе доверили, - командует Фима.
- Я уже сказала, что они вбежали в дом и не выходили.
- Значит, ты думаешь, что они в доме?

Все смотрят на серый дом.



А мы можем проникнуть в заколоченный дом посреди двора.

Там в захламленной комнате на втором этаже к колченогому стулу привязан Коля Герасимов.

Крыс выглядывает в окно между досок и видит, что Ишутин все еще сидит с книжкой.

Весельчак жует батон и говорит Коле:
- Спешить нам нечего, никто тебя здесь искать не будет. А на всякий случай мы отвели подозрения.
- Мы это умеем, - говорит Крыс.
- А если будешь кричать, - спокойно говорит Весельчак, - то мы тебя ликвидируем.
- Вас все равно поймают, - говорит Коля.
- Надейся, что ж делать, больше тебе ничего не остается, - говорит Весельчак.
- А пока расскажи нам, куда ты положил миелофон?
- Какой миелофон?
- Не надо этих штучек, - говорит Весельчак. - Ты думаешь - вот какие смешные пираты толстяк и Крыс. Бегают по вашему времени, никак не могут найти несчастный миелофон. А вот ошибаешься - не очень мы смешные.

И Весельчак вроде бы лениво подходит к Коле и бьет его по щеке. Тот падает вместе со стулом. На щеке расплывается кровоподтек.

- Ну зачем же так сразу, Весельчак, - укоризненно говорит Крыс. - Мальчик сам нам все расскажет. Мальчик хороший, добрый, воспитанный. Он сам подумает и расскажет.
- Конечно же, мальчик хороший, - соглашается Весельчак. - Романтик.
- Из него неплохой бы вышел пират, - говорит Крыс.
- Ценитель космических трасс, - подтверждает Весельчак.
- А может, возьмем его к себе юнгой? Будет авантюристом без страха и упрека.

И, говоря так, Весельчак постепенно входит в раж...

- Научится сражаться, убивать, настигать добычу...

Даже пританцовывает. И Крыс подключается к нему:
- Ну как? Идет?

Коля отрицательно качает головой.

- Ну что ж. - Весельчак запыхался от танца. - Я так думаю, что придется взять его мамашу, привести сюда и немножко помучить. Обычно дети очень страдают, когда мучают их мамаш.
- А может, возьмем Алису?
- Алису все равно надо брать, - говорит Весельчак. - Ведь не исключено, что он успел передать ей машинку.
- Нет! - говорит Коля. - Только я знаю, где миелофон! Я его спрятал! Ни мать, ни Алиса ничего не знают!
- Ага, смотри-ка, испугался, у него, значит, есть нервишки.
- Ой, у него есть нервишки, - соглашается Крыс. - Так скажешь, где миелофон?

Он вытаскивает бластер и приставляет дуло к горлу Коли.



- Значит, мы решили, - говорит Фима. - Обыскиваем тот серый дом.
- В том подъезде по крайней мере двадцать квартир, - говорит Катя.
- Но у меня есть рабочая гипотеза, что пираты скрылись на чердаке.
- Откуда ты так решил?
- Предчувствие.
- Я так переживаю, - говорит Альбина. - Я скоро умру от страха. Лучше бы я ничего об этом не знала.
- Ну и иди домой, - говорит Боря. - Все равно от тебя никакого толку.
- Боря, помолчи, некогда. И ты, Альбина, - говорит Коля.
- Я только хотела сказать, что у меня от этих переживаний разыгрался жуткий аппетит. Я даже на контрольных голодаю.
- Значит, так, - говорит Юлька, отмахиваясь от Альбины. - Идем по квартирам.
- Стойте, - говорит Фима, видя, что все двинулись было к переулку. - Мы же второй вопрос не обсудили.
- А там, наверное, Колю пытают, - говорит Альбина.
- Две минуты, мы не можем решить одну проблему без другой. В последний раз я видел миелофон под столом у Коли. Есть
шансы, что там он и лежит.
- И если они будут его пытать, - говорит Альбина, - он может сознаться. Пираты придут к нему домой - и что будет, что будет!
- Никогда он не сознается, - говорит Фима. - Я его знаю. Наш человек. Но аппарат надо взять. Только я думаю, что надо сначала спасти Колю, а потом уж идти за аппаратом.

Все смотрят на Алису.

- Вы что же думаете, я если из-за миелофона сюда приехала, то побегу сейчас за аппаратом, а Коля пускай отдувается за меня?
- Ты не волнуйся, - говорит Сулима, - мы уж как-нибудь без тебя справимся. Мы же понимаем.
- Я с вами согласна, - говорит Алиса. - Миелофон подождет. Сначала ищем Колю.
- Правильно, - говорит Катя и пожимает Алисе руку, - тогда пошли.
- А может, не так? - спрашивает Сулима. - Может, одно другому не мешает? Фима, тебе Колина мать доверяет?
- Разумеется, больше, чем Коле. Все мамы и бабушки думают, что я положительный, потому что у меня хороший аппетит.
- Тогда вот что: мы идем в тот дом, нас много. А ты со всех ног рви к Коле Герасимову домой и придумай что-нибудь, чтобы его мать позволила тебе взять миелофон. И сразу к нам.
- Идея, - говорит Фима.
- Тебе охрану дать? - спрашивает Сулима.
- Охрану? Вообще-то я справлюсь... Впрочем, давайте охрану.
- Кто хочет охранять Фиму?

Никто не отзывается.

- Ребята, это серьезно. Я повторяю: кто хочет охранять миелофон, из-за которого может начаться космическая война?
- Если так, то я пойду, - говорит Садовский. - А то Фимка чего напутает.
- Садовский, - Фима сразу стал важнее. - Попрошу без критики. Учти - ты моя охрана, и не больше.
- Вас понял, - улыбается Садовский, и они с Фимой убегают.

Ребята подходят к дому. На этот раз не все.

Мы видим, что трое остались на бульваре, Альбина куда-то убегает, двое стоят у подъезда, еще несколько человек входят в подъезд.

- Эх, с оружием у нас плоховато, - говорит Боря.
- Зато нас много, - говорит Катя.

Она с Алисой входят в лифт, который ползет наверх. С ними девочки.

Мальчишки бегут по лестнице наверх.



Фима и Садовский подбегают к дому Коли.

Они запыхались.

- Только учти, - говорит Фима, - что аппаратом пользоваться умею только я.
- А дашь послушать?
- Я еще не решил, - говорит Фима.

Они исчезают в подъезде.



В пустом доме Весельчак У сидит на корточках перед стулом, к которому привязан Коля.

- Послушай, тебе не нужен велосипед?

Он вынимает из кармана пачку красных десятирублевок и кладет перед Колей. Тот отрицательно качает головой.

- Ясно, - говорит Весельчак. - Тебе нужен мотороллер.

Он вынимает еще пачку денег.

Коля отказывается.

- А если - "Жигули"? Представляешь, такой молодой, а уже "Жигули"?

Пачка денег вырастает до колен Коли.

- Не нужны мне ваши деньги, - говорит Коля устало.
- Не нужны? - Крыс разозлен. Он проводит рукой над деньгами, и они тут же исчезают - они были фантомом. - Не будет тебе мотороллера. А помнишь, Весельчак, как мы сломили с тобой казначея славного города Векли?
- Это на Блуме?
- Точно. Мы его повесили за ноги к потолку. Сколько он продержался?
- Открыл тайну сейфа через полчаса.
- Полчаса у нас есть.



На дверях чердака в сером доме висит ржавый замок.

Алиса проводит по нему пальцем. Палец в пыли.

- Нет, - говорит она. - Его не открывали с зимы.
- Ах, у Фимы предчувствие! - говорит Боря. - Побольше бы ему верить.
- Разделимся, - говорит Катя и идет к двери верхнего этажа, направо. К левой двери идут Алиса и Юлька.

Катя звонит в дверь.

Пауза. Слышно, как Алиса звонит в дверь напротив.

- Кто там? - слышен старческий голос.
- Мы из школы, - говорит Катя. - Мы собираем макулатуру. У вас есть макулатура?

Пожилая женщина открывает дверь.

- Я бы дала, - говорит она, - но мой старик на Дюма собирает. "Двадцать лет спустя" уже купил. Теперь хочет это.... "Виконт де Бержелон".
- А мальчик не забегал к вам? - спрашивает Катя. - Из нашего класса?
- Зачем ему забегать?
- Ну, извините.

Дверь закрывается. Катя оборачивается. Алиса разводит руками:
- Наверное, никого нет дома.

Они сходятся в центре лестничной площадки.

- Мертвый номер, - говорит Сулима.
- Почему? - удивлена Катя. - Мы уже две квартиры проверили.
- А что мы проверили? - говорит Сулима. - В одной нам открыл дверь переодетый пират под видом женщины. Во второй они затаились и заткнули Коле рот, чтобы молчал.
- Ты хочешь сказать, что и там, и там пираты? - Боря испуган.
- Ничего я не хочу сказать. Только так мы ничего не узнаем.
- Делать нечего, - говорит Алиса. - Все равно надо искать. Не отказываться же.
- Мы будем внимательно следить, - говорит Юлька. - Например, та женщина мне показалась обыкновенной. И голос у нее был непохож на пиратский. К тому же откуда пиратам знать, что у нас "Виконт де Бражелон" за макулатуру продается?
- А что такое макулатура? - спрашивает Алиса.
- Вот видишь!



В квартире Герасимовых Фима в коридоре уговаривает Колину мать:
- Инна Кирилловна, - говорит он, - не бойтесь, ничего не случилось.
- Так где же Коля? Опять пропал? Обед остывает.
- Мы с ним чиним мотоцикл, - говорит Фима.
- Какой еще мотоцикл! Коля никогда не чинил мотоциклов.
- У нас такое задание, - говорит Фима убежденно. - Нас специально оставили после уроков. Надо осваивать технику. Поймите,
Инна Кирилловна, в наш век НТР и технического прогресса каждый должен уметь починить мотоцикл.
- Бред какой-то, - говорит мать Коли. - Так что тебе нужно?
- У Коли под столом ящик, знаете?
- Где барахло лежит, которое я все собираюсь выбросить?
- Именно там. Там лежит тестер для электросети. Коля просил меня сбегать и взять. Можно?
- А почему сам не пришел?
- Да вы бы его обратно не выпустили!
- Иди, - улыбается мать, - смотри.

Фима проходит в комнату, быстро вытаскивает из-под стола ящик, зарывается в него - в разные стороны летят детали.

Миелофона в ящике нет.

Фима растерянно смотрит вокруг, потом лезет в ящик стола, заглядывает под шкаф, под диван. В этой позе его и застает Инна Кирилловна.

- Ой, - говорит она. - Ты же собирался тестер взять, а не вытирать животом пол. Кто будет убирать?

Фима вылезает задом из-под дивана.

- Я уберу, - говорит он.
- Сомневаюсь. Тут я котлеты вам завернула и хлеб с маслом. Отнесешь Коле, съешьте, и передай ему, что я терплю подобное исчезновение в последний раз. Иначе приму меры.
- Понял, - убитым голосом говорит Фима, поднимается, кидает обратно в ящик детали, берет сверток с едой и плетется к двери.

Вот он показался из двери, на лестнице его поджидает Садовский с ручкой от лопаты.

- Все в порядке? - спрашивает он. - Видишь, как я вооружился? Миелофон здесь? - он показывает на сверток с едой.

Фима молча разворачивает сверток.

Там бутерброды с котлетами.

- Ты что?
- Миелофон исчез, - говорит Фима.
- Он его перепрятал?
- Боюсь, что случилось самое страшное, - говорит Фима. - Коля взял его с собой, чтобы отдать Алисе, но не успел. Так что миелофон уже у пиратов, а Колин бездыханный труп валяется где-то в две тысячи сотом году.
- Ладно уж... - но Садовский напуган.

Фима начинает жевать бутерброд.

- На, - протягивает он сверток Коле. - Герасимову это уже не понадобится.
- Не хочется, - говорит Садовский. - Кончай эти шутки, мы все равно его найдем.
- Я везде смотрел, - говорит Фима, беря второй бутерброд.



А в доме сыщики спустились на следующий этаж.

- Ничего, - говорит Алиса, отходя от чердачной двери.
- И у нас ничего, - говорит Катя.
- И у нас, - отходит от третьей двери Юлька.
- И жрать хочется, - говорит Сулима.
- Вот сейчас бы нам миелофон, - говорит Алиса. - Мы бы приставили к двери и послушали.
- Это идея! - говорит Катя. - Сейчас Фима его принесет!
- Ох, не надеюсь я на Фиму.
- Я тоже, - говорит Катя. - Но Колькина мать никого другого к нему в комнату не пустит.
- Надо надеяться, - говорит Алиса.
- И есть хочется, - говорит Боря.
- Ой, погодите, - говорит Юлька. - У меня где-то шоколадка была!

Она открывает свою сумку, роется в ней и вдруг вынимает черную коробку миелофона.

- Это еще что такое? - спрашивает она вслух. - Это, наверное, Садовского штучки. Всегда что-нибудь подсунет или подложит.

Юлька делает шаг к мусоропроводу, открывает его и хочет бросить миелофон туда.

В этот момент Алиса оборачивается и совершает молниеносный прыжок. Она подхватывает миелофон над самой трубой.

- Ты что? - обалдела Юлька.
- Это же он! - говорит Алиса.
- Кто?
- Миелофон.
- Ой, девочки, - говорит Мила Руткевич, - я этого не переживу.
- Такой? - спрашивает разочарованно Катя Михайлова.
- А ты какой хотела? - говорит Юлька.
- Ну, понимаешь, ведь из-за него столько всего случилось...
- Значит, он должен быть как космический корабль! - говорит Борис.
- Откуда же он в сумку попал? - спрашивает Мила Руткевич. - Кто-то должен был его туда положить.
- Я помню, - говорит Борис. - Еще перед уроком Герасимов к Юлькиной сумке подошел. А Альбина смотрела и, видно, решила, что он записку положил. Потому что говорит: "Ты что, влюбился?"
- Записку? - Юлька заглядывает снова в свою сумку. Роется в ней, выгребает все наружу. - Вот!

Она передает ее Алисе. Алиса смотрит на остальных, читает вслух:

- "Алиса, ты все равно уже догадываешься. Или скоро догадаешься. Если считаешь, что виноват я и заслуживаю с вашей точки зрения наказания, я не буду спорить. Но даю честное слово, что я не хотел брать миелофон, а хотел спасти его от бандитов. Извини за задержку".

И все.

- А кто подписался? - спрашивает Руткевич.
- Без подписи.
- Это Герасимова почерк, - говорит Михайлова, заглянув Алисе через плечо.
- Чей же еще, - говорит Юлька. - И чего он боялся?
- Он нам сам расскажет, - говорит Алиса.
- Сознаться испугался, - говорит Мила, - но и оставлять себе не хотел. Тройка ему за моральный уровень.

Алиса между тем вставляет в ухо проводок микрофона. И подносит аппарат к двери. Все замолкают.

- Все правильно, - говорит Алиса. - Никого нет дома.
- А может, они просто не думают? - спрашивает Боря.
- Это надо уметь - не думать, - говорит Юлька. - Только такие гении, как ты, это умеют делать.

Алиса идет к другой двери. Она слушает, остальные молчат, тесно столпившись вокруг.

- Там муж и жена, - говорит Алиса. - Они старые. Они ссорятся. С утра ссорятся, кому идти за молоком. Вот и сидят без молока. И даже кошка без молока.
- Бедная кошка, - говорит Мила. - А я вчера бездомного котенка накормила.
- Дай послушать, - говорит Сулима.
- Слушай, - говорит Алиса. Она протягивает миелофон Сулиме, помогает ему вставить в ухо наушник, и тот идет к третьей двери.
- Крути здесь, - говорит Алиса.

Коля настраивается. Он повторяет мысли, доносящиеся из-за двери:
- Ну почему он не звонит... Пускай он позвонит... Может, он телефон неправильно записал? Нет, я сама ему телефон записала. Сразу, как кончился танец, я ему телефон записала. А он обещал с утра позвонить...

- По-моему, какая-то дура влюбленная, - говорит Сулима. - Даже неудобно подслушивать.
- Мы не для развлечения, мы по делу, - говорит Катя.
- И не получаем от этого никакого удовольствия, - говорит Мила Руткевич.

Они опускаются на этаж ниже. Теперь с миелофоном Алиса.

- Котенок, - говорит она. - Думает о беготне. Если это можно назвать мыслями...



Вот они все стоят на первом этаже.

Алиса укладывает миелофон в свою сумку.

- Потеряли полчаса и ничего не узнали, - говорит она.
- Отрицательный результат - тоже результат, - говорит Мила.
- Зато мы знаем, что Коли здесь нет, - говорит Юлька.

В подъезд входит Фима с Садовским.

- Все погибло, - говорит Фима.
- Ты о чем? - спрашивает Мила Руткевич.
- Миелофон пропал! - говорит Фима.
- Не может быть! - говорит Сулима.
- Ты ничего не понимаешь, - говорит Фима. - Ты понимаешь, что это значит?
- Что?
- Значит, Коля взял миелофон с собой, чтобы отдать Алисе, как я ему советовал. Но не успел отдать. И теперь миелофон в руках у пиратов. А Коля погиб.
- Нет, - говорит Алиса. - Миелофон мы нашли.
- Не может быть!
- Вопросы потом, - говорит Юлька.
- Так зачем же нас гоняли! - Фима доедает последний бутерброд, мнет просаленную бумагу.
- Слушай, неужели ты все сожрал? - удивлен Садовский. - Ты же нес для всех.
- Я задумался, - говорит Фима. - Еда помогает мыслить.
- Значит, так, - говорит Катя. - Алиса видела, что Коля вошел в этот подъезд. Но никто не видел, что он вышел.
- К тому же в этот подъезд вошел по крайней мере один из пиратов.
- И тоже не вышел.
- И мы осмотрели все квартиры. С миелофоном, - говорит Боря. - И ни в одной квартире Коли нет.

Они уже вышли на улицу перед подъездом.

- Гляди, там Альбина вернулась, что-то зовет, - говорит Мила.

Они видят, что на бульваре у скамейки стоит Альбина и машет руками.

- Она что-то узнала!

Все бегут к Альбине.

Но тревога оказалась ложной. Просто Альбина притащила из дома большую корзинку с припасами, постелила на скамейку газеты и зовет перекусить.

- И из-за этого ты нас звала? - Фима говорит возмущенно, но в то же время уже тянет руку к пирожку.
- Теперь ты подождешь, - говорит Катя.

Она начинает раздавать пирожки. Груда пирожков тает, и Фима с тоской глядит на них.

Они стоят вокруг скамейки, жуют пирожки, передают друг другу термос с чаем.

- Алиса, ты чего не ешь? - спрашивает Альбина. - Моя бабушка готовила. Она говорит, что умрет, и рецепт ее забудут. Но я ее сегодня успокоила. Я рецепт переписала и дарю тебе, Алиса. Пожалуйста, отвези в будущее, отдай там своей маме, пускай мою бабушку будут в будущем хвалить.
- Хорошо, - говорит Алиса и прячет бумажку в карман.
- Но ты же не попробовала!
- Сейчас, - Алиса берет пирожок.
- Бабушка очень надеется, - говорит Альбина.
- На что?
- Ну я же ей объяснила, что у нас заблудилась одна девочка из отдаленного будущего. Что она проголодалась.
- Вот это зря, - говорит Мила Руткевич, - Неужели ты не понимаешь, что это тайна?
- Бабушка тоже понимает, она сказала...
- А что она сказала? - спрашивает Садовский. - Мне всегда интересно, что говорят бабушки в таких случаях.
- Она сказала - конечно, всё бери, ведь так далеко ехала, а совсем еще маленькая.
- Алиса, а что если он соврал? - спрашивает Сулима.
- Кто?
- Тот мужчина, во дворе, который сказал, что ничего не видел.
- А зачем ему врать?
- Мало ли какие бывают ситуации? А вдруг его запугали? Или зачитался? Или не заметил?
- Давай я погляжу ему в глаза, - говорит Альбина. - Меня даже хулиганы боятся. Я погляжу в глаза и сразу все пойму.
- С миелофоном лучше, - говорит Алиса и идет к дому.

Но идти далеко не пришлось. Именно в этот момент из арки выходит Ишутин в замшевом пиджаке.

- Это он, - говорит Алиса идущей рядом Юльке.

И мужчина тоже замечает Алису. Он явно растерян.

Алиса сует и ухо наушник, и мы слышим мысль Ишутина:
- "Еще ее здесь не хватало! И других привела. Неужели подозревают? Зачем они на меня смотрят? Ну что я могу поделать..."

Ишутин поворачивает прочь от школьников и спешит по улице. Алиса за ним.

Мысли Ишутина продолжают звучать в миелофоне:
- "Но я же не хочу ни во что вмешиваться! Это их дела. Все они преступники. Да, все... даже если изображают детишек. Главное, чтобы никто не подумал, что я боюсь..."

- Все правильно, - говорит Алиса. - Он наврал.
- Ну вот теперь я с ним поговорю, - говорит Садовский.
- Погоди, я с тобой, - говорит Фима.
- Всем остаться на местах, - говорит Садовский. - И смотрите смертельный номер.

Садовский припускает за Ишутиным, обгоняет его и спрашивает:

- Простите, вы будете Наполеон Бонапарт?
- Что? Что такое? Какой Наполеон?

И в то же время Алиса в миелофоне слышит мысли Ишутина:
"Наверное, намекает, конечно же, намекает... Вот попал! Это точно две банды. И пощады не жди. В милицию бежать? А что я скажу в милиции?"

- Если вы Наполеон, - говорит Садовский, - то должен вас предупредить, что сезон охоты на Наполеонов уже открыт. Со вчерашнего дня. Причем будут снимать шкуру! У вас натуральная замша?
- Хулиган! Типичный хулиган.

Ишутин отбивает руку Садовского и отпрыгивает в сторону. Он вдвое больше Садовского, но его обуял страх.

Мысли Ишутина несутся наперегонки:
"Живым не уйти! Закричать? Нет, ничего страшного, сейчас же день. Кто-нибудь увидит, меня обязательно спасут. А вдруг, если я буду кричать, они меня... а потом мне уже будет все равно..."

- Скрытность еще никого не доводила до добра, - бубнит Садовский, быстро шагая за Ишутиным. - Когда мой дедушка шел охотиться на Наполеонов, он брал с собой ведро с керосином. Достаточно побрызгать керосином на хвост Наполеону, как тот сдается в плен. Но как-то дедушка решил таким образом побрызгать тигра и никому об этом не сказал...

Ишутин совершает круговое движение по улице и влетает во двор через соседнюю арку.

Но на пути его возникает Алиса.

- Тихо! - говорит она. - Кричать не надо. Каждая ваша мысль нам известна.
- Какие мысли! - в сердцах отвечает Ишутин. - Честное слово, у меня нет ни одной мысли.
- Они поймали мальчика? - спрашивает Алиса, показывая знаком Садовскому, чтобы не приближался. Остальные столпились у арки.
- Я не видел... мне угрожали.

Но его настоящие мысли продолжают звучать в миелофоне:
"Поймали - не поймали - откуда я знаю? Тащили бесчувственного, это я знаю".

Ишутин бросается обратно. Навстречу Садовский.

- Мы не договорили.

А мысли Ишутина:
"Сегодня же в поезд, в самолет, в Магадан, на Камчатку!"

Но он оборачивается - и тут снова Алиса.

- Куда они понесли бесчувственного мальчика? - спрашивает она.
- Не знаю!

И мысли:
"Если я скажу про заколоченный дом, они до меня доберутся, если не скажу... Ну что сказать?"

Вслух его губы произносят:
- Они его потащили на чердак этого дома, клянусь здоровьем мамы.

Мысли:
"Только бы пропустили. Только бы убежать".

- Пропускайте его, ребята, - говорит Алиса, - он признался, что пираты понесли Колю в заколоченный дом.
- Я не признавался, - кричит Ишутин. - Я буду жаловаться! Я не знаю никакого заколоченного дома.

Алиса вынимает из уха наушник и идет во двор.

- В вашем возрасте, - говорит Фима нравоучительно, когда Ишутин пробегает мимо, - пора научиться врать как следует, что это за любительство - "я не говорил, я не знаю!"
- Я не врал!
- А меня возмущает, - говорит Мила Руткевич, - как могут еще сохраняться люди, на глазах которых двое здоровых мужчин тащат беззащитного мальчика, и он не только не вмешивается, но и скрывает это.
- А может, у них есть право мальчиков носить? - огрызается Ишутин.
- Вы подлец, - говорит Садовский. - Я вас вызываю на дуэль любым удобным оружием, в любое время и место, ну?

Ишутин не отвечает - он бежит по улице.

- Его уже не перевоспитать, - говорит Алиса.



- Вот это мне не нравится, - говорит Крыс, стоя у окна.

Коля лежит на полу, глаза закрыты.

- Чего там? - говорит Весельчак, отодвигая Колю ногой. - Придется подождать. Отключился. Слабенький попался.
- А то, что тот трус, который книжку читал, попался им в лапы.
- Кому им? Кто читал? Ты не путай, ты говори.
- Ага, - говорит Крыс. - Они совещаются. Скоро сюда побегут. Наверное, выпытали.
- Кто побежит?
- Ихние дети. И среди них... Погоди-ка, что она делает?
Весельчак подходит ближе, тоже глядит в щель между досками.
- Клянусь чернотой Галактики, миелофон уже у девчонки. Мы опоздали, Весельчак!
- Как?
- Она наушник из уха вынула... Видишь?

Весельчак неожиданно достает старомодные очки и напяливает на нос.

- Если у нее, давай схватим!
- Она не одна. Очень даже не одна.
- Что мы их, не раскидаем?
- Их-то раскидаем. А потом что? Все равно мы должны здесь дежурить, пока временная дверь откроется.
- И подождем.
- А они на нас милицию напустят.
- Но ведь этой Алисе тоже надо обратно.
- Слушай, Весельчак, давай сделаем, как я предлагал.
- Остаться здесь?
- Конечно, здесь куда больше возможностей. С миелофоном и нашими талантами. Рванем куда-нибудь в эту... Латинскую Америку. Государство себе оторвем. Диктаторами станем, хунтой, а?
- Нет, ты не поймешь, я по космосу тоскую. По настоящим делам. Что мне Гондурас? Мне планеты подавай, звездные системы... - говорит Весельчак.
- У нас меньше минуты. Они кончили совещаться. Пошли к дому.
- А что с этим делать?
- Ничего не делать. Он нам больше не нужен.



Ребята наблюдали за домом из кустов.

- Значит, так, - говорит Сулима. - В дом идут только ребята. Я, Садовский...
- Кому-то надо охранять женщин, - говорит Фима. - Я беру это на себя.
- Вас понял, - говорит снисходительно Сулима. - Тебе самая трудная задача.
- Трудностей не боюсь, - не понял насмешки Фима.
- Еще неизвестно, кого кому придется охранять, - говорит Альбина.
- Борис, Гена, пойдемте?
- Что за вопрос? - говорит Борис.
- Я тоже пойду, - говорит Алиса. - Не спорьте... Я умею и прыгать, и бегать, и драться. И знаю о них больше.
- А мы что? - спрашивает Катя.
- Вы следите за всеми окнами. Они могут попытаться уйти. Если видите что-нибудь подозрительное - сразу поднимайте шум. И не выпускайте их из виду.
- Не беспокойся, - говорит Мила.
- Только не подходите близко, - говорит Алиса. - Это, честное слово, не шутки. У них же оружие. И они трусы. А трусы всегда опасны. Я бы и ребят не пускала.
- Ну ладно, чего разговаривать, - говорит Борис. - Пошли.

Они идут к дому. Девочки по указанию Кати расходятся так, чтобы видеть окна дома.



В доме Крыс стоит у окна. На первом этаже.

Он оборачивается к Весельчаку:
- Я пошел, - говорит он. - Они уже близко. Ты все запомнил?
- Не дурак, - говорит Весельчак.

Крыс идет к окну, раздвигает доски и...

...мы видим, как раздвигаются доски со стороны двора. Из дома выскакивает Коля Герасимов.

Он бросается бежать от дома.

- Коля! Герасимов! - кричит Альбина. - Ты куда бежишь! Не бойся, мы тебя спасем.

Но Коля бежит от дома.

На крик оборачиваются те, кто собирался войти в дом.

- Он от них убежал! - говорит Сулима.
- Он не откликается. Он в шоке! - говорит Юлька и бросается за Герасимовым.

Все бегут за Герасимовым.

Алиса смотрит им вслед. Потом осторожно достает из кармана шнурок миелофона.

Только она хочет вставить микрофон в ухо, как слышит сверху слабый голос:
- Алиса, на помощь...

Там, между досок, видно лицо Коли Герасимова.

- Они меня заперли! - плачет Коля. - Скорее. Я не выдержу! Там Крыс вместо меня побежал... Это не настоящий. Это не я! Скорей.. Ой!

Кто-то оттягивает Колю от окна - его лицо пропадает.

Алиса кидается к двери в дом. Открывает ее.

В тот момент, когда она скрывается в доме, ее видит вышедшая из арки тренерша Марта Скрыль.

- Девочка моя! - кричит Марта. - Ты не понимаешь, от чего ты отказываешься.

Алиса бежит вверх по лестнице. Открывает дверь. Коля лежит связанный посреди комнаты.

- Нет, - шепчет Коля, - не найти... Вам его не найти...

Алиса бросается к нему. Начинает распутывать веревки:
- Коля! Сейчас... Как же ты... - Она останавливается. - Как же ты подходил к окну?

Она настороженно оглядывается.

- Простите, - Весельчак У играет бластером, - к окну подошел я. Ты, моя крошка, не сообразила, что Коль может быть не два, а три! Мы неплохо провели операцию. Ты куда? Ни с места!



Ребята выбегают на улицу. Одинокая старушка бредет, опираясь на палку. Коли не видно.

- Где же он? Он только что здесь бежал! - говорит Альбина.
- Бабушка, здесь мальчик не пробегал? - спрашивает Фима.
- За молоком ходила, милый, за молоком, - говорит бабушка.
- Там Алиса! - сообразила Юлька.

Она первой бросается обратно. Ребята стоят в растерянности. Мила Руткевич говорит:
- А может, это все же был Коля? Ну он же совсем как настоящий.
- И в шоке, - говорит Альбина. - Его надо еще поискать. Он наверняка спрятался.
- Ищите, - говорит Сулима. - Садовский, за мной!

Они бегут вслед за Юлькой.



Весельчак повернул Алису лицом к стене, вытаскивает у нее из кармана миелофон.

- Вот и отлично, - говорит он. - А ты бегала, скрывалась. Ну кто может скрыться от всемогущего Весельчака?
- Вы опять напали на эту девочку? - спрашивает, войдя в комнату, Марта Скрыль. - Я должна вам сказать...
- К стене, мымра! - рычит Весельчак.

Он замахивается пистолетом.



Юлька подбегает к дому.

И видит, как доски, которыми забито окно на втором этаже, разлетаются и оттуда громадной тушей вылетает Весельчак У. Он падает на землю.

Ребята подбегают к нему.

Фима начинает считать:
- Один, два, три... десять! Аут!
- Молодец Алиса! - говорит Фима и смотрит вверх.

Наверху Марта Скрыль. Она кланяется. Все хлопают в ладоши.

- Ребята! - говорит Алиса, выглядывая из другого окна. - Там у него миелофон.
- Проще простого, - говорит Сулима и старается перевернуть Весельчака на спину. Ничего не получается. Все вместе наваливаются на Весельчака.
- Разрешите я помогу, - говорит маленькая старушка, которая незаметно оказалась рядом.
- Куда вам! - говорит Фима.
- А ну-ка, - говорит старушка. - Все вместе!

Все почему-то слушаются старушку. С помощью ребят старушка переворачивает Весельчака.

Он лежит с закрытыми глазами.

- Что же вы наделали, - говорит она укоризненно. - Вы же человека убили. Придется в милицию вас отправить.
- Это не мы, - говорит Альбина. - Это он сам.
- А ну-ка, кто проходил первую медицинскую помощь? Расстегните ему сорочку. Быстрее. Разве не видите, что человек умирает.

Катя и Мила наклоняются к Весельчаку.

- Погодите, разве не видите, что мешает, - старушка незаметно вытаскивает миелофон. - Я пошла в "Скорую помощь" звонить.
- Постойте! - говорит Юлька. - Миелофон!

Но старушка уже бежит к двери в дом.

Ребята за ней.

Весельчак вскакивает и тоже бежит следом.



Наверху Алиса и Марта приводят в чувство Колю.
Алиса держит на коленях его голову.

Марта перевязывает ему плечо своим платком.

Тот повторяет словно в бреду:
- Я им не сказал. Они не догадаются... Миелофон в надежном месте... Они не найдут, честное слово, не найдут.
- Они его пытали, били, - говорит Марта, - им это даром не пройдет. Мы очистим нашу столицу от подобных садистов и хулиганов.

Тут снизу доносится страшный шум, грохот, крики.

- Простите, - говорит Алиса, - это может плохо кончиться.

Она поднимается, придерживая голову Коли.

- Позаботьтесь о нем, - говорит она. - Не оставляйте его.
- Ничего, - говорит Марта. - Парень здоровый, кости целы.

Алиса бежит вниз.

И видит, что в темном углублении под лестницей, там, где был вход в подвал, где стояла машина времени, стоят два пирата. Оба в настоящем обличии. В руках бластеры.

Ребята стоят на некотором отдалении и не знают, что делать.

- Первый, кто сдвинется с места, будет пристрелен, - говорит Крыс. - Будьте уверены, что я не промахнусь.
- Они не посмеют, - говорит Мила Руткевич. - В конце концов мы в Москве, в двадцатом веке...
- А ты шагни, шагни, и тогда посмотришь, - говорит Крыс.

Сулима кладет руку на плечо Альбины.

- Они не шутят, - говорит он.

Садовский начинает продвигаться по стене.

Крыс быстро переводит дуло на него.

- Коля, Садовский, не надо, - говорит Алиса.

Весельчак поворачивается к стене и включает заряд бластера.

Ослепительный тонкий луч вонзается в кирпичную стену.

Все как зачарованные смотрят, как в стене появляется тонкая щель.

- Уйдут, - говорит Катя.
- Еще как уйдем, - говорит Крыс. - Погибла моя актерская карьера. Какой талант пропадает! Какой мастер перевоплощения!

Весельчак ведет лучом по стене. Несколько кирпичей падают внутрь.

И тут дверь в подвал раскрывается шире.

Освещенная сзади и сама светящаяся, на пороге стоит Лукреция.

- Кто там? - Крыс поднимает выше дуло бластера.
- Космический пират Крыс, - говорит женщина спокойно. - Космический пират Весельчак У. Именем закона Галактики вы арестованы.
- Это мы еще посмотрим! - рычит Крыс.

Он начинает стрелять в женщину.

Ребята - кто падает, кто прижимается к стене.

Женщина идет к пиратам, не обращая внимания на убийственные лучи, которые не могут пробить защитное поле вокруг нее.

- Бросайте оружие, - говорит женщина спокойно. - Вы бессильны.

Весельчак тоже стреляет в Лукрецию.

Но она продолжает идти.

Затем сама поднимает руку. В руке маленькая машинка. Ослепительная вспышка.

Пираты замирают.

Как статуи.

Тишина.

Потом голос Альбины:
- Вы их убили?
- Они парализованы. Ничего страшного. Они придут в себя, когда нам это будет нужно.



Наверху в комнате пустого дома.

Женщина из будущего опустилась на колени перед Колей, который сидит на стуле.

Она проводит руками у его висков, как бы делая массаж.

Остальные ребята, а также Марта Скрыль стоят у стен.

- Так лучше? - спрашивает она.
- Спасибо, - говорит Коля.

Женщина выпрямляется.

- Ну что ж, - говорит она. - К сожалению, из одной моей ошибки вышли большие неприятности. И я даже не знаю толком, что теперь делать.
- Я этого боялся, - говорит Фима Королев.
- Чего ты боялся, Фима? - спрашивает женщина.
- Вы знаете, как меня зовут? - удивлен Фима.
- Теперь я многое знаю, - говорит женщина. - Так чего же ты боялся?
- Вам придется нас нейтрализовать, - говорит Фима.
- Они ни в чем не виноваты! - говорит Коля. - И Фимка тоже. Это мое проклятое любопытство.
- Вы за них не бойтесь, - говорит женщина. - Ничего с ними не случится. В будущем их отправят на одну планету. Где они очень много натворили бед. И жители той планеты их будут судить.
- Ну, а с нами что делать? - настаивает Фима. - Мы же слишком много знаем.
- Придется мне... - женщина делает паузу, которая кажется почти зловещей, - придется взять со всех вас слово, что вы будете молчать. Молчать о том, что видели, что здесь произошло.

Все молчат. Смотрят друг на друга.

- Не получится, - говорит Юлька. - Фима обязательно проговорится.
- Я?
- У Фимы вообще бы лучше память стереть, чтобы забыл, - говорит Мила Руткевич.
- Я - могила! - возмущен Фима. - Я тебе сказал, что с самого начала знаю про Герасимова? Я все знал и молчал.
- А записка?
- Записка была про Садовского. Я отводил опасность от Герасимова. Как птица от гнезда.
- Это ужасно, - говорит Альбина. - Но я тоже проговорюсь. Я за себя не могу поручиться. Я, знаете, уже обещала бабушке рецепт пирожков в будущее передать.
- Правда, я и не надеялась, что вы сможете сохранить тайну, - говорит Лукреция.
- Не беспокойтесь, - говорит Сулима. - Я вам вот что скажу: нам никто не поверит. Даже если целый класс будет рассказывать, что знаком с людьми из будущего, сражался с космическими пиратами, все равно все решат, что мы играли в новую игру. Я бы и сам не поверил, если бы мне шестой "А" стал рассказывать такие сказки.
- Ты прав, Коля, - говорит Лукреция. - И все-таки я прошу вас, насколько это в ваших силах - держите язык за зубами.

Она оборачивается к Коле.

- Попробуй встать, - говорит она, протягивая Коле руку.

Коля поднимается со стула.

- Голова не болит?
- Нет, - говорит Коля. Он смотрит на Алису.

Алиса стоит в стороне, она грустна. Коля подходит к Алисе.

- Прости, - говорит он. - Сколько из-за меня... И еще этот Фимка с его угрозами и опасениями.
- Ну как я мог догадаться, что из будущего такую красивую агентшу пришлют? - Он показывает на Лукрецию. - Если б я знал, я бы и сам вам миелофон отнес.

Все улыбаются. И как-то становится легче.

- А как вы нас нашли? - спрашивает Мила Руткевич. - Вы здесь подстерегали?
- Нет, я не могла подстерегать, потому что мы не знали, что случилось.
- Как так? - удивлена Мила Руткевич. - Разве вы не все знаете, что было в прошлом?
- Для этого пришлось бы отправить в прошлое миллион человек, - говорит женщина. - Я получила сигнал из Института времени, сигнал тревоги, сразу после того, как Коля ушел в прошлое. С космодрома, где я встречала моего мужа из галактической экспедиции, я помчалась в институт. У входа я встретила директора и дежурных сотрудников...



Мы слышим голос женщины и видим как бы ее глазами, что происходило в будущем.

- Мы увидели, что входная дверь в институт разбита.
- А когда поднялись наверх, то у входа во временной зал увидели разбитого робота.
- Они его убили, - слышен грустный голос Коли.
- Да, они убили смешного чудака, который, очевидно, спас Колю, задержав пиратов.
- И он перед смертью успел вам сказать... - слышен голос Фимы.

Видно, как женщина в будущем склоняется над поверженным роботом.

- Нет, - говорит она, - робот ничего сказать не мог.
- Мы вбежали во временной зал. Приборы показывали, что совершен переход, причем не одного человека, а по крайней мере трех-четырех человек. Ведь приборы показывали лишь расход энергии, и это нас удивило, потому что два перехода забрали куда меньше энергии, чем обычно. А один - больше, почти вдвое, мне даже показалось, что в прошлое отправился сначала карлик, потом великан, а потом снова карлик. Загадка казалась сначала совершенно неразрешимой...
- Как детективный роман, - слышен голос Фимы. - Есть труп, но кто убил и почему - совершенно неизвестно. Нужен был Шерлок Холмс.
- Шерлок Холмс нашелся только на следующий день, - сказала женщина из будущего. - Им оказался зеленый козел из зоопарка. Он вернулся к себе, правда, только к утру, и настолько испугал своим рассказом служителя зоопарка Электрона Ивановича, что тот сначала не поверил. Но на всякий случай позвонил домой Алисе.
- А там не волновались, - говорит Алиса. - Они ведь думали, что я из зоопарка полечу на Памир, в летний лагерь. Они привыкли к моей самостоятельности.
- И вот, - говорит Лукреция, - утром следующего дня, в самый разгар срочного совещания, в Институте времени открывается дверь и входит зоосадовский служитель вместе с зеленым козлом.
- Сначала мы тоже не могли поверить козлу. Все-таки животное, да еще зеленое... Но все сходилось. Так что с запозданием на день я включилась в поиски. Только моя задача осложнялась тем, что козел начисто забыл, что за мальчик взял миелофон... Впрочем...
- Впрочем, остальное - дело техники... - говорит Боря.
- А теперь нам надо прощаться, - говорит женщина из будущего. - Наше время истекает.
- Ой, - говорит Альбина, - а с вами никак нельзя?
- Нет, с нами нельзя.
- Даже одним глазком нельзя?
- Прощайся, Алиса, - говорит Лукреция.
- Спасибо, ребята, - говорит Алиса, но смотрит на Юльку.
- Я не реву, - говорит Юлька, - мне просто всегда хотелось, чтобы у меня была сестра.
- А получила правнучку, - говорит Фима.
- А ты типичный фигляр, - говорит Мила Руткевич.
- Я не фигляр, я любознательный человек. - Он подходит к Алисе, жмет ей руку и говорит тихо: - Слушай, девочка из будущего, ты обо мне там, в отдалении, ничего не слышала?
- Как так?
- Ну, может, в списке академиков или космонавтов тебе встречалось такое имя Ефим Королев?
- Я пойду, отправлю пиратов, - говорит Лукреция. - Жду тебя через две минуты.
- Хорошо, - говорит Алиса и оборачивается к Фиме. - Прости, я с тобой здесь первый раз познакомилась.
- Опять моя скромность меня подводит. И всю жизнь будет подводить.
- По-моему, ты просто дурак, - говорит Альбина. - Ну если даже мне ничего не сказали, значит, нельзя. Запрещено.
- Если хотите, я скажу, - говорит Алиса. - Только, конечно, вы же понимаете, что это неправда, что я сейчас выдумаю...
- Хорошо, выдумай, только убедительно, - говорит Боря.
- Боря станет знаменитым художником. Его выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе, на Венере... Альбина станет киноактрисой. О ней будут писать стихи... Стихи будет писать Коля Герасимов.
- А я, меня забыла! - опять вмешивается Фима.
- Ты будешь... Хочешь быть известным путешественником?
- Что за вопрос? Только не понимаю, ты предсказываешь или сама не знаешь?
- К сожалению, в твоих книгах о путешествиях будут ошибки. От желания... приукрасить.
- Согласен.
- Мила Руткевич станет детским врачом. К ней будут приезжать со всей Галактики... Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир.
- Ясно, - сказала Катя Михайлова. - Ты все придумала.
- Почему?
- Да потому что нельзя, чтобы все стали знаменитыми и великими. Так не бывает. Мы же обыкновенные.
- А в будущем не будет обыкновенных, - говорит Алиса. - Не верите, спросите у Коли. А еще лучше, если сами к нам попадете.
- Но как? Если не пускают? - спрашивает Фима.
- Своим ходом, - говорит Садовский. - Год за годом. И доберешься.

Алиса идет к двери.

Марта Скрыль идет за ней.

- Алиса, - говорит она. - Еще осталось время. Ты еще можешь остаться с нами. Перед тобой открываются широкие перспективы большого спорта... Впрочем, я неправа. Прощай. Будем их растить...

Алиса останавливается в дверях. Поднимает руку. Входит во временную кабину.

Она как бы растворяется в ярком свете кабины. Медленно закрывается стена-дверь.

Ребята стоят грустные.

Девочки всхлипывают.

Вдруг от стены отделяется фокусник, поднимает руку.
В руке у него - платок. Он утирают девочкам слезы. Подбадривая ребят, хлопает их по плечу.
Отходит к стене, и в руке у него теперь снова труба.
Звучит труба.
Под этот звук фокусник как бы растворяется.
Звучит песня.
Идут титры фильма.
КОНЕЦ ФИЛЬМА
Авторы сценария: К. Булычев П. Арсенов
Режиссер-постановщик П. Арсенов
И. о. главного кинооператора С. Онуфриев
Художники-постановщики: С. Ткаченко О. Кравченя
Редактор фильма А. Иванов
Директор съемочной группы Г. Федянин
Подписано в печать 14/III 1983 г.
Публикатор приносит искреннюю благодарность Владимиру Талалаеву за предоставленные им материалы, а также Киру Булычеву, давшему свое согласие на данную публикацию.
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Литературная версия утвержденного киностудией
сценария телевизионного фильма "Гостья из будущего".
Вступительная статья А. Ляхова.

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.

Сценарий фильма. Краткое содержание фильма. В фильме снимались... На съемочной площадке Музыка из фильма Статьи, заметки, интервью. Глюки и ляпы. 15 лет спустя