КИНОФАНТАСТИКА
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
 
 
КИНОФАНТАСТИКА. ДИЛОГИЯ "МОСКВА-КАССИОПЕЯ". ИНТЕРВЬЮ.
Игра в фантастику
Игра в фантастику

Судьба сценариста в кино незавидна. "Москва – Кассиопея" и "Отроки во Вселенной", "Спасение утопающего", "Достояние республики", "Пропавшая экспедиция" – мы любим эти фильмы и помним их героев. А придумали их кинодраматурги Исай Кузнецов и Авенир Зак – один из незаурядных творческих союзов нашего кино. В 1974 году Авенир Зак скончался, а Исай Кузнецов уже без соавтора написал "Золотую речку" (1976), "Похищение "Савойи" (1979), "Ученика лекаря" (1983), "Медного Ангела" (1984) и другие сценарии, которые легли в основу популярных фильмов. Несколько лет Исай Константинович преподавал сценарное мастерство во ВГИКе, среди его учеников – Александр Черных, Валерий Тодоровский, Рената Литвинова, Аркадий Высоцкий, Татьяна Дубровина...

Исай Кузнецов выпустил три сборника пьес и сценариев, две книги прозы, сейчас в его компьютере ещё одна книга воспоминаний.
С кинодраматургом беседует журналист Андрей Щербак-Жуков.

– Сейчас я уже не смогу сказать в какой-то мере уверенно, почему мы вдруг занялись фантастикой. В любом случае считать "Москву – Кассиопею" и "Отроков во Вселенной" научной фантастикой невозможно. Это была скорее игра в фантастику...

Кстати говоря, когда фильм уже был готов, критик Брандис, которому эти фильмы очень нравились, пригласил меня с фильмом в Ленинград. Он устроил показ для ленинградских фантастов. И они приняли эти фильмы в штыки! Мне говорили, что это издевательство над научной фантастикой, что в фильмах масса совершенно абсурдных вещей, то есть подходили к этому с точки зрения учёных. Только Борис Стругацкий был наиболее лоялен, он-то ведь понимал, что такое юмористическая фантастика. Конечно, в фильме многое противоречит науке, даже с фантастическими допущениями. Например, роботы, падающие в обморок от задачи "А и Б сидели на трубе...". Это была ирония по отношению к настоящей фантастике. Но ирония не злая, а добродушная... Может быть, мы и взялись за этот сценарий потому, что в своё время имел большой успех наш фильм "Пропало лето", тоже иронический и игровой. Сценарий "Москва – Кассиопея" получил, кажется, вторую премию на конкурсе сценариев, проводимом Министерством кинематографии, но потом довольно долго лежал, пока за него не взялся Ричард Викторов. Это был очень хороший режиссёр, понимающий. И фильм пользовался настолько большим успехом у юного зрителя, что и мы, и режиссёр получали продолжения, которые писали сами ребята. К сожалению, у меня эти письма не сохранились...

– А вы не задумывались над тем, почему фильм так прозвучал?

– Мне кажется, дело всё в построении сюжета. Там идёт фантастика, фантастика, а потом вдруг происходит нечто такое, чего вообще не может быть. И этот невозможный ход, оказывается, очень интересен зрителю. Потому что он чувствует, что авторы и режиссёр относятся к нему с уважением и понимают, что он способен воспринять юмор. Ведь когда фильм снимается с недоверием к зрителю, ничего хорошего не получается. А тут, выходит, мы играем вместе с ним. Конечно, когда хулиган Лоб падает на пульт, и в результате ракета уносится неизвестно с какой скоростью, – это игра. И я лично думаю, что если чего-то сегодняшнему кинематографу и не хватает, то именно этой игры – уж очень всё серьёзно, с нахмуренными бровями...

Очень большую роль в том, что фильм состоялся, сыграл оператор Андрей Кириллов. В "Отроках во Вселенной" есть эпизод, когда роботы меняются головами, – он возник в результате его инициативы. Андрей сказал, что знает, как это сделать, и мы моментально написали текст. Так возник довольно забавный эпизод. Сценарист ведь может придумать многое, но если оператор не понимает, как это сделать на плёнке, то ничего не выйдет... Он же придумал, как "сделать" невесомость и многое другое.

– Действительно, тогда технология кинопроизводства давала очень мало возможности для создания спецэффектов. Кинофантастики как таковой ещё не было – ни у нас, ни на Западе. Даже ставшие классикой "Звёздные войны" были сняты на три года позже. И вы всё-таки взялись за сценарий...

– Мы с Заком в этот момент очень увлекались фантастикой, много читали. Тогда было время, когда фантастика издавалась в большом количестве. Появился Лем, появились американские фантасты... Но мы понимали, что сделать серьёзный фантастический фильм не в наших творческих возможностях. А вот устроить такую игру – другое дело. И мы увлеклись. Написание сценария было весёлой работой, и мы её делали с удовольствием.

Конечно, это был известный риск, потому что наше кино тогда не очень любило всякие эксперименты, но тем не менее как-то всё сложилось наилучшим образом.

Большая удача, что на роль Исполняющего Особые Обязанности Ричард Викторов пригласил Иннокентия Смоктуновского. Очень хорошая подобралась компания ребят. Владимир Басов, сыгравший Лба, теперь уже сам режиссёр. Ольга Битюкова после этих фильмов много снималась...

– Внимательные зрители заметили в Исполняющем Особые Обязанности намёк на работника спецслужб...

– Конечно, так и было задумано. Вы понимаете, в те годы случались очень странные вещи: очень многое из того, что было запрещено, могло проскочить, если это был несерьёзный фильм. Так у нас проскочил Андрей Миронов, сыгравший маркиза в "Достоянии республики". Это была фигура совершенно не для советского кино. Так же проскочил Александр Кайдановский в роли Зимина в фильме "Пропавшая экспедиция". Будь это фильмы серьёзные, никогда такие персонажи не смогли бы попасть на экран. То же самое и персонаж Смоктуновского... Не то чтобы мы всерьёз хотели высмеять работника "органов", но, во всяком случае, он так держится в картине, что всем становится понятно, какие именно Особые Обязанности он исполняет.

– Насколько ваш сценарий "Москва – Кассиопея" отличался от получившихся фильмов? Многое менял режиссёр?

– Нет. Мы работали вместе. У него были какие-то предложения – одни мы отвергали, другие принимали. Была только одна сцена, против которой мы очень воевали с Викторовым, но в итоге режиссёр своего добился. В фильме есть такой эпизод, когда ребята перед полётом приходят на Красную площадь, мы с Заком были категорически против него, но режиссёр настоял...

– Может быть, именно этот эпизод и помог фильму пройти идеологические кордоны.

– Может быть... Тем не менее этот эпизод какой-то фальшивый и не укладывается в стилистику фильма.

– А позже вам приходилось обращаться к фантастике?

– Приходилось. Уже без Авенира Григорьевича я написал сценарий по мотивам романа Александра Беляева "Остров затонувших кораблей". Назывался он "Остров Кордонас". Там предполагается, что в Бермудском треугольнике есть переход в другое измерение и туда попадают все пропавшие корабли. Там время движется по-другому, и на этом острове оказываются люди самых разных поколений. Этот сценарий делался для режиссёра Вениамина Дормана, снявшего фильмы "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка", но не был осуществлён. Ещё раньше вместе с Заком мы сделали фантастический сценарий "Сапиенс". Это тоже по мотивам Беляева – по роману "Хойти-Тойти". Этот сценарий тоже лежит. Я написал социальную фантастику под названием "Лакуна". Это история некоего государства, располагавшегося где-то рядом с Албанией. История о том, как диктатура приводит к тому, что ещё даже пострашнее диктатуры. Повесть писалась задолго до перестройки, но потом многое совпало...

– Она не издавалась?

– Нет. Поскольку я всегда был сценаристом, драматургом, то связей в издательствах у меня никаких не было и нет. А сейчас ведь прийти с улицы нельзя. Вот я в прошлом году выпустил за свой счёт роман "Все ушли...". Но это не фантастика, а история моего рода – что-то типа семейной хроники, но вообще-то роман. Дело в том, что у прозы в отличие от сценариев есть одно достоинство – она может лежать и ждать своего часа.

Недавно я закончил книгу "Белые снега времён". До войны существовала такая Московская театральная студия, которую вели Арбузов и Плучек. Ходили туда в основном молодые ребята. Со студией дружили известные писатели, студенты ИФЛИ и даже знаменитый боксёр Николай Королёв. Мы вместе с Александром Галичем, Зиновием Гердтом, Севой Багрицким написали и поставили там пьесу "Город на заре", репетировали нашу с Галичем и Багрицким "Дуэль". Об этих временах и книга...

(с) 2002, еженедельная газета "Алфавит" (№1 (163) 2002 г.)
(с) 2002, Андрей Щербак-Жуков.
ЛЕТОМ БУДУЩЕГО ГОДА
ЛЕТОМ БУДУЩЕГО ГОДА

"События этого фильма имели место летом будущего года",—предупреждает нас появившийся на экране прежде титров Исполняющий Особые Обязанности в этом фильме актер И. Смоктуновский. Значит, речь пойдет о том, что будет завтра... И мы отправляемся путешествовать в будущее.

«Вот погодите, я вырасту...», «Вот когда я стану взрослым...» Ребята любят говорить эти слова. Меч­та вырасти, повзрослеть не перестает быть менее привлекательной оттого, что ей неизбежно сужде­но осуществиться... А с каким интересом относят­ся дети к нашим проблемам, от которых мы их иногда чересчур заботливо отстраняем. В фильме «Москва — Кассиопея» ребята заняты делом, «взрослее» которого трудно себе что-либо предста­вить: они осваивают космос.

Фильм задуман и снят в еще не освоенном ки­нематографом жанре, близком к научной фанта­стике. В нем есть и неодолимый зов космических просторов, и пугающая тишина галактики, и вы­сокая грусть расставания навеки. Но есть и дру­гое— земная вера в дружбу, свойственная юно­сти любовь к шутке, какая-то веселая отвага и уверенность в том, что все будет хорошо.

Фильм погружает нас в мир осуществленной научно-технической грезы, где прочно вошли в быт слова типа «парсек», «аннигиляционный», «субпро­странство»... Однако в несколько парадоксальном словосочетании «научная фантастика» фильму, пожалуй, внутренне ближе второе слово. Да, соб­ственно, авторы вовсе не ставили своей целью со­общить зрителю некую сумму научных знаний. Более того: «научность» фильма — понятие очень относительное, спорное и своеобразное. В нем при­сутствуют популярные в современной фантастиче­ской литературе гипотезы, связанные с преодоле­нием пространства и времени и первыми контак­тами с инопланетными цивилизациями. Однако ав­торская фантазия и научная достоверность не всегда в ладу. Это естественно: решение научных проблем — дело ученых, авторов же фильма инте­ресует другое, несколько вольное обращение с на­укой — в данном случае их право.

Ребята на экране легко произносят трудно про­износимые слова, непринужденно живут в интерь­ере космического корабля, естественно, пользуют­ся и удивительной техникой, которой снабдили их авторы. Пользуются, но не больше. У них свои чи­сто человеческие проблемы, переживания, огор­чения. Они влюбляются, ссорятся, мирятся, шалят и даже дерутся. Они совсем земные, почти такие, как те, что в зрительном зале, только, может быть, чуть-чуть умнее и целеустремленнее.

Справедливости ради надо сказать, что фильму не удался старт. Не удалось сразу взять нужный темп, и первая треть картины огорчает: длинный «космический» сбор, где чересчур умытые, черес­чур нарядные и чересчур благоразумные ребята об­суждают полет к Альфе Кассиопее, лишь слегка оживляется проказами рыжего Федьки-изобрета­теля.

Все ребята, исполнители основных ролей, играют в меру достоверно, но здесь следует заметить, что поначалу вялая драматургическая ситуация не да­ет возможности выявить в полную силу актерские способности юных исполнителей. И постановка и изобразительное решение первых эпизодов кажут­ся весьма стандартными.

Поиски в новом жанре всегда сложны, и дело здесь не обошлось без издержек: неровность кар­тины — первая из них. Но интерес к происходя­щему развивается по «нарастающей» — к середине фильм, как спортсмен, входит в форму. Авторская фантазия обретает свободу и размах, щедрее ста­новятся выдумки. А когда, наконец, космический корабль «Заря», экипаж которого — шестеро пио­неров,— отправляется в путь, тут-то и начинают­ся настоящие приключения.

«Заря» — своеобразная «машина времени», столь любимая писателями-фантастами. Авторы сцена­рия А. Зак и И. Кузнецов, режиссер Р. Викторов, а также оператор А. Кириллов и художник К. За­горский нашли немало комических ситуаций, сталкивая новейшие достижения техники с «про­зой жизни». Скажем, для того, чтобы ребята не тосковали вдали от Земли, ученые создали спе­циальный стенд с картинками, изображающими комнату в родном доме или берег задумчивой рус­ской речки. В каждую картинку можно войти и жить там, но... «Катя, не увлекайся, а то упрешь­ся в небо». В ленте фантастика все время чуть-чуть юмористична, поэтому в «машине времени» появляется «заяц», незапланированный пассажир, тот самый рыжий Федька, лодырь, драчун и вы­думщик. Рыжий Федька очень недисциплинирован­ный тип. И слишком любопытный. Самые немыс­лимые происшествия случаются по его вине. Вот, удирая от разгневанного главы экспедиции — Вити Середы, Федька попадает в камеру для очистки мусора и спустя секунду уже болтается в космо­се в прозрачном пакете — точно в таком, в каких у нас в магазинах продают молоко, только гораз­до больше... Комедийная ситуация оборачивается опасностью: пакеты с мусором самоуничтожаются, через двадцать минут Федька взорвется... Ребята спасли Федьку, но скоро едва не раскаялись в этом: случайно сев на пульт, он одним рывком пе­ребросил корабль через пространство. Именно по­этому первоначальный план — отправить ребят в космос с тем, чтобы они достигли Кассиопеи уже взрослыми людьми,— рухнул. Теперь они, четыр­надцатилетние, встретятся с неземной цивилиза­цией. В этот момент мы расстаемся с героями и не знаем, кого они увидят на далекой таинствен­ной планете. Финал оставляет нас в напряженном ожидании: что же будет дальше?.. Но что бы ни случилось, надеемся,— ребята дружные, смелые, честные, не подведут.

Фантастика — «мысленный эксперимент», от­крывающий новые горизонты. Может быть, нынеш­няя популярность научно-фантастической литера­туры, тяготение к фильмам этого жанра (увы, ред­ким) и есть свидетельство обостренного интереса человечества к своему завтрашнему дню. Как говорит один из героев фильма, люди вышли в кос­мос, и сегодня космические проблемы стали на­шим земным делом. Что ж, будущее всегда созда­ется сегодня и, как известно, всегда принадлежит молодым...

Думается, ребята будут смотреть эту ленту с интересом и не без пользы. Для них, которые так восприимчивы ко всему новому, освоение кине­матографом «космической» темы — благодатней­ший повод для размышлений, игры воображения и поисков.

Итак, первая серия фильма закончена, работа над второй продолжается. Все наиболее интригу­ющее и фантастическое впереди. И есть основания надеяться, что авторы расскажут о встрече героев с «братьями по разуму» и увлекательно, и дина­мично, и весело, и красочно.
(с) 1973, Журнал "Советский экран"
Н. Зеленко.
КОСМОЛЕТ СТАРТУЕТ ИЗ... ЯЛТЫ

КОСМОЛЕТ СТАРТУЕТ ИЗ... ЯЛТЫ

фото из журналаСтранный заголовок, верно? Что это: выдумка? Правда? Пожалуй, половина на половину. Потому что действительно из Москвы и из Ялты (там проводились съемки) на всесоюзный экран стартует новый приключенческий цветной фильм «Удивительные космические приключения».
Участие в постановке этого фильма принимал старый знакомый «Пионера» Игорь Красулин. В фильме он «исполнял роль» главного художника по костюмам. Мы попросили Игоря прокомментировать фотографии, которые вы видите на этом развороте.

рис. из журналафото из журнала
фото из журналафото из журнала

Вот что он рассказал: - Звездолет стартовал, планета Земля осталась «далеко внизу». Однако наши герои еще не вполне освоились с коварными шутками невесомости... Вы скажете: «Но ведь это только съемочная площадка, как же удалось достигнуть невесомости в нашей земной «весомости»? Вот на этот вопрос я, к сожалению, не могу ответить: секрет...
Зато я могу подробно рассказать о костюмах, в которые одеты наши герои. Они почти настоящие, недаром главным научным консультантом по костюмам был сам Г. Т. Береговой. Сделаны эти космические комбинезоны из металлизированного нейлона. В них можно смотреться как в зеркало, они отлично отражают солнечные лучи (создают внутри микроклимат). А эти высокие ботинки тоже не простые — они с магнитными присосками. На груди у космонавтов смыслоуловитель — переводит с любого языка Вселенной (вот бы такую штуку к нам на урок английского, Да?).

фото из журналафото из журналаКосмолет огромен. Сейчас ребята в «комнате-сюрпризе»: хочешь - - попадешь домой, к себе в квартиру, хочешь — на берег моря. Но кто-то нечаянно-иажал сразу три клавиши, и вдруг... Едва-едва удалось сладить!
Погодите, а кто этот парень с такой симпатичной и... нагловатой физиономией? Это первый в мире космический заяц! Тайно пробрался он на корабль и теперь летит вместе со всеми...
Все предыдущие фотографии относятся к первой серии фильма, которая выходит сейчас на экраны. А вот здесь вы видите, как снимают вторую серию. Так что я открываю глубокую кинематографическую тайну!..
фото из журналаНаш звездолет приближается и таинственной планете. Биороботы ждут гостей. Вокруг них хлопочут... вполне земные гримеры. А что это за странные сапоги-гармошки? С их помощью робот может «вырасти» на любую высоту. А что это за ежики на голове? Это стальные волосы-антенны. Вес их — более трех килограммов. Актеры Надежда Семенцова и Николай Погодин не раз вздыхали про себя: «Тяжела ты, шапка биоробота!» Поздней осенью в Ялте прохладно, И наши роботы сидят, накинув на плечи вполне обычные овчинные душегрейки.
А этот цветущий сад не сад вовсе, а одно из помещений звездолета. Космонавты принимают у себя разумных обитателей планеты... случайно оставшихся в живых. Ведь власть на планете захватили взбунтовавшиеся роботы. Положение серьезное. Но будем надеяться, что все кончится хорошо!

фото из журнала


(с) Журнал "Пионер" №4, 1974 г.
Рисунки И. Красулина

В НОВОЙ ВЕРСИИ
Николай Викторов
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма


В настоящее время, Николаем Викторовым, сыном, Ричарда Викторова, ведуться работы по восстановлению фильма.

На самом деле, весь проект состоит из трех фильмов: "Москва - Кассиопея", "Отроки во вселенной" и "Через тернии к звездам". Мы начали с "Терний", потому что сразу захотели восстанавливать картину для кинопроката, а так же потому, что это намного более сложный проект, чем другие. К концу же года уже будет готова DVD-версия "Через тернии к звездам", а в начале следующего года выйдет и "Москва - Кассиопея" с "Отроками". Мы даже придумали соответствующую компьютерную игрушку!
Сценарий "Отроков во вселенной" был написан так, что вся механика самой картины построена по принципу игры. И, когда недавно я пересмотрел картину, то сразу понял, что это абсолютная стопроцентная ходилка с логическими задачами. Конечно, там будет немножко стрелялки, но это не так важно для меня. Обещаю, что это будет завлекательнейшая игра по сценарию.
Конечно, он (фильм "Отроки во вселенной") будет детским. Тем более, что значит "для детей"? Детский возраст очень растянут. Например, я жутко люблю смотреть детские фильмы. Недавно посмотрел детское кино Родригеса "Дети шпионов" - классный фильм. Можно сказать, что он наивный, но мне понравился.

Из интервью Н. Викторова
Россия-Он-Лайн (©2001)

Не все сложилось гладко, как планировалось. На дворе апрель 2002 года, а фильма на DVD все еще нет. "Тернии мы увидем на DVD, скорее всего не раньше июня. А когда "Отроков"?
Год 2004. DVD с Терниями стоит на полке.
Левая фирма выпустила и "Москва-Кассиопея", но нормального фильма, от Н. Викторова еще нет. Бум ждать.
Из интервью Н. Викторова
(с) Россия-Он-Лайн (©2001)

МОСКВА- КАССИОПЕЯ -МОСКВА
Русские “Звездные войны” снимались под Керчью

Как быстро мы забываем свое кино...
Порой кажется, что все в Россию завезено "оттуда". И продукты, и одежда, и мысли. И, конечно, кино. Уверен, нынешние тинэйджеры считают, что фантастические приключения в космосе могут снимать лишь в Голливуде. Наверное, они в чем-то правы. Блокбастеры с бластерами лишили нас памяти. И мы позабыли советскую добрую кинолегенду о путешествии на далекую Кассиопею...

Судьба по-разному отнеслась к героям юношеских грез сегодняшних хозяев жизни. Оглушительный прорыв середины 70-х стал их звездным часом. Достичь чего-либо подобного им уже больше не удалось. Однако они запомнили эти годы на всю жизнь. Обрушившуюся на хрупкие детские души звездную болезнь пережить удалось не всем. Кто-то взял себя в руки и сумел-таки пробиться в актеры, а кто-то, плюнув на все, ушел в себя. Их путь по этой жизни оказался таким разным, но они до сих пор ждут друг от друга звонка и хотят хоть на несколько часов возвратить навсегда ушедшую юность.
В то время как весь советский народ выполнял и перевыполнял очередные социалистические обязательства, отечественная кинопромышленность не на жизнь, а на смерть боролась с суровым орудием американского империализма — Голливудом. Весть о снимающихся в США "Звездных войнах" лишила сна бдительных стражей коммунистической
идеологии. Партия решила достойно ответить вконец обнаглевшим янки. Но как?!
Был написан сценарий фантастического путешествия советских подростков к неизведанным планетам — "Москва — Кассиопея". Впоследствии из-за обилия материала фильм разделили на две серии "Москва — Кассиопея" и "Отроки во Вселенной".

Полет в никуда

Стали искать режиссера. Интересно, что поначалу высоким заказчикам было весьма проблематично отыскать человека, готового взяться за эту практически невыполнимую и жутко дорогостоящую работу. Мало кто верил, что в нашей стране вообще способны достойно воплотить в жизнь столь невероятный замысел. Но в конце концов оправдать высокое партийное доверие и утереть нос американцам взялся известный отечественный режиссер Ричард Николаевич Викторов.
На святое дело денег не пожалели. На все про все Викторову выделили 1,5 миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч.
Консультировать картину вызвался Герой Советского Союза космонавт Береговой. Он возил съемочную группу в недоступный простым смертным Звездный городок, приобщая таким образом детей к космической романтике.
Кстати, специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако Викторов настоял на Кассиопее.
Режиссеру пришлось потратить массу энергии и сил, дабы превратить заполненный идеологическим мусором сценарий в нечто удобоваримое.
Например, по изначальной задумке авторов, прилетевшие на далекую планету Альфа ребята должны были ездить по ней чуть ли не на тачанке.
Трудно сказать почему, но цензура весьма благосклонно восприняла фильм. Единственное, к чему придрались блюстители социалистической нравственности, — это к недостатку в "Кассиопее" патриотических атрибутов. Пришлось в спешном порядке отправлять героев прощаться с Землей на Красную площадь, а во время встречи ребят с инопланетянами устанавливать на столе красные флажки. Кроме того, в нескольких эпизодах участвовавший в фильме Лев Дуров оказался слишком похож на Ленина, поэтому эти сцены были пересняты заново.

Смоктуновский — космический чекист
Отсмотрев "Кассиопею", советский зритель мог без труда познакомиться визуально с отпрысками отечественных кинозвезд. В самом, пожалуй, выдающемся советском детском фантастическом фильме снялись сыновья Василия Меркурьева и Владимира Басова Петя и Володя и дети режиссера Ричарда Викторова Аня и Коля. Тем не менее главных героев, отправившихся покорять космические дали и распространять на далеких планетах светлые коммунистические идеалы, отбирали в простых московских школах. В поисках наиболее колоритных типажей сквозь отборочное сито было пропущено гигантское количество подростков. Кино- и фотопробы длились почти полгода. В результате утвердили трех девчонок и четырех парней.
13—14-летних охламонов поставили в супержесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали снимать в Ялту или Крым, то они должны были ходить в местную сельскую школу за несколько километров от базы. По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных "космонавтов". Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу.
Вообще порядки на съемочной площадке были спартанские. У семерки практически не было свободного времени. Оттянуться ребяткам удавалось крайне редко. До сих пор мало кто понимает, каким образом двоим из них удалось найти время на то, чтобы влюбиться. Говорят, что Викторов прилагал все возможные усилия, дабы внезапно вспыхнувшее между Ирой Поповой и Вовой Савиным нежное чувство не приобрело серьезного размаха и не поставило бы под угрозу судьбу его детища. Эти старания возымели успех. Парочка стала более осторожной, и остальные ребята догадались обо всем лишь к концу съемок. Больше вроде бы никто не влюблялся. Если не считать, конечно, Оли Битюковой, которой, по ее словам, очень нравились зеленые, с длинными ресницами глаза Саши Григорьева.
Удивительно, но, по словам почти всех юных героев фильма, они вполне спокойно относились к присутствию на съемочной площадке таких маститых звезд, как Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, Наталья Фатеева.
Кстати, Смоктуновского, сыгравшего в картине роль представителя органов, пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к "Кассиопее" весьма скептически и не верил в ее успех.
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект. Кроме того, неподалеку была сооружена уникальная декорация невесомости. Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы этой суперконструкции. Невесомость снимали в просторной вращающейся трубе.
Одного героя привязывали к неподвижной пластине, которая крутилась вместе с трубой, а другой бежал на месте где-то рядом по примеру белки в колесе. Таким образом создавалась полнейшая иллюзия настоящей невесомости.
Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами. Однажды из-за очередного прокола техников сыгравшему капитана корабля Мише Ершову пришлось провисеть привязанным к пластине вниз головой целых 20 минут.
При съемках разного рода технических наворотов режиссер столкнулся с неожиданной проблемой — все, что хоть как-то было связано с космическими полетами, представляло собой страшную государственную тайну. Киношники в любой момент могли стать государственными преступниками. Из-за непонятно кем изданного распоряжения операторам запретили снимать старт настоящей космической ракеты. Пришлось в срочном порядке применять монтаж.
Весь антураж межпланетного корабля был составлен из устаревших или вышедших из строя приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро им. Королева и Звездного городка.

Линяющий скафандр
Не стоит воспринимать "Кассиопею" как краткое пособие по астрономии и космической технике. Некоторые сценарные идеи открыто противоречили науке. Остановить корабль с помощью гвоздя, как это сделал один из героев, настоящему космонавту было бы весьма

проблематично. Еще более сложно покинуть Землю молодым и вернуться через много лет в том же возрасте. Действительно, чем выше скорость полета, тем медленнее течет время, но при приземлении скорость падает, и время все же берет свое.
Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета.
Но это еще не все. Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку.
К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас — реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени.
Кстати, именно из-за костюмов "Кассиопею" и "Отроков" часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова "Большое космическое путешествие" (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка).
Эта лента была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах.

СУДЬБА КОСМИЧЕСКОЙ СЕМЕРКИ

Володя Савин (Миша Копаныгин)

Кроме Иры Поповой, он был единственным из всей семерки, кто снимался еще до "Москвы — Кассиопеи". Об их романе с Ирой шушукалась почти вся съемочная группа. Все началось с романтических посиделок на берегу Черного моря, а спустя пять лет закончилось свадьбой. Вова поступил в МГУ на геологический факультет. После расставания с Ирой он закончил Академию внешней торговли по специальности экономист-международник. В настоящее время Володя работает начальником аналитического отдела российского "Красного Креста".

Ира Савина (Попова) (Катя Панферова)

Ира оставила фамилию первого мужа, Володи Савина, расставшись с которым она снова вышла замуж. Ира играет в Театре им. Ермоловой, иногда работает на озвучании фильмов.
Когда начались съемки, Ирине уже исполнилось 14 лет, и она оказалась старше всех остальных девочек. Может быть, именно поэтому ей удалось завоевать сердце Володи Савина. По окончании работы в фильме Ричард Викторов посоветовал ей поступать в театральный. Долгое время Ира снималась в кино, но в конце концов выбрала театр. В данный момент в силу профессии она продолжает тесно общаться с Владимиром Басовым, который сыграл в "Кассиопее" и "Отроках" отвязного Лба.

Ольга Битюкова (Варвара Кутейщикова)

Олю отобрали на роль последней из всей семерки. Наверное, она была самой непосредственной из всей компании. Когда после выхода "Кассиопеи" ее стали узнавать на улицах, она думала, что мир создан только для нее.

Однако судьба быстро поставила на место. Неудачи стали преследовать Олю одна за другой — провалы при поступлении во ВГИК и институт культуры, сплошные разочарования на фотопробах, ни одного предложения со стороны режиссеров! Мечты об актерской карьере пришлось на время оставить. Лишь потаскав несколько месяцев тяжеленные диссертации в Ленинской библиотеке, Оля получила приглашение на роль. Потом она работала в кино и параллельно училась на конструктора одежды.
После развала отечественного кинематографа Битюковой, как и другим, приходилось искать побочный заработок. С некоторым смущением она сообщила, что работала дилером в одной из известных компаний.
Сейчас Оля снимается в студенческом сериале у режиссера Игоря Шавлака, играет декана факультета.

Надя Овчарова (Юля Сорокина)

Выбрала для себя другое амплуа и пошла в певицы. Одно время она пела в хоре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Пару лет назад Наде и ее мужу (тоже певцу) дали квартиру, и ее связь с остальными ребятами прервалась. Новая жилплощадь пришлась Наде как нельзя кстати. Шести Надиным карапузам будет где порезвиться.

Дима Ледогоров (Агапит)

Сыгравший колоритного лысого инопланетянина, Дима, отучившись в свое время в школе-студии МХАТ, несколько лет назад уехал в Новую Зеландию. По словам иногда общающейся с ним по телефону Ани Викторовой, он играет в тамошнем театре и преподает актерское мастерство.

Саша Григорьев (Паша Козелков)

Одни говорят, что он не выдержал испытания славой, другие, что просто сделал свой выбор. Прослужив в армии, он пропал из поля зрения своих прежних друзей. Однажды Дима Ледогоров ехал домой с какой-то встречи. Поймал такси, открыл дверцу, и вдруг из машины раздается: "Садись, Лысый!" Шофером такси оказался Саша. Он и по сей день водит машины с шашечками на бортах. Его жалеют, но, кто знает, может быть, профессионально крутить баранку все же лучше, нежели играть в эпизодах.

Михаил Ершов (Виктор Середа)

Миша выделялся среди остальных мальчишек. Взрослые сильно удивлялись его необычному поведению: он относился к роли как вполне профессиональный актер, очень серьезно воспринимал свою работу и был чуть ли не единственным из ребят, для кого съемки в кино не были сопряжены с двойками в школе. Более раскованные и хулиганистые Савин, Григорьев, Басов и Ледогоров часто его доставали, но он на них не обижался.
Миша Ершов попал на съемки совершенно случайно. На репетиции парада, посвященного дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла ассистент режиссера. Приняв ее поначалу за злобную тетю, которая собирается заставить его нести тяжелые плакаты, мальчуган хотел тут же рвануть прочь. Однако ушлая женщина все же успела всучить ему приглашение на фотопробы.
О работе в "Кассиопее" у Миши остались самые теплые впечатления.
Он до сих пор помнит, как Смоктуновский пожалел проголодавшегося мальчугана и заботливо протянул ему уже очищенный апельсин.
Казалось бы, вполне обеспеченная блестящая кинокарьера у Ершова не сложилась. В силу определенных личных причин он решил оставить кинематограф. Миша закончил обыкновенный технический вуз и сейчас работает в Московском метрополитене, обеспечивая его нормальную жизнедеятельность.

(с) "МК-Воскресенье" от 24.05.1999
Дмитрий Гусев, Ирина Шестакова
КАССИОПЕЯ МОСКВА
"… А впереди дорога так длинна…"

(КАССИОПЕЯ-МОСКВА)

ВСТУПЛЕНИЕ

Как вы помните, действие дилогии заканчивается эпизодом прощания с жителями Варианы. Ребята возвращаются домой. Как протекал этот полет, вы можете узнать в повести Кассиопея-Москва, выложенной в разделе творчество. Предлагаем вашему вниманию вариант продолжения событий.

Заявление: Все права на героев, корабль и вообще на завязку сюжета принадлежат А. Заку, И. Кузнецову, Р. Викторову и иже с ними.

Все нижеизложенное - исключительно мои фантазии и ничего больше. Впрочем, нежная и трепетная любовь ко всем персонажам оригинала и вновь придуманным мной - тоже моя, и никто ее у меня не отнимет.

 

Отступление: Поскольку события, описанные в оригинале, происходят летом БУДУЩЕГО года, я взяла на себя смелость немного передвинуть во времени начало полета. Ни к каким жутким последствиям это не привело, разве что я избавила себя от необходимости упоминать о пионерии и руководящей роли КПСС в этой экспедиции. Ну, и заодно подарила героям более современные компьютеры, видеотеку в корабле и вложила в их речь некоторые цитаты и крылатые фразы, которые в далеком 1973 году (год выпуска фильма «Москва-Кассиопея») еще просто не родились…

 

Примечание: я вполне допускаю, что у звезды Алькор нет планетной системы. Тем более, что это, кажется, вообще двойная звезда, с которой возникают дополнительные сложности. И, тем не менее… Похожая ситуация с таинственной звездой Бетой. Поскольку Альфа уже была, следующая, по логике - Бета. Правда, Альфа была в созвездии Кассиопеи, а в каком созвездии находится та самая Бета, я так и не определилась. Аналогично - со всеми остальными буквами греческого алфавита. (При этом я знаю, по какому принципу звездам на самом деле даются «звания» этих букв)

 

Объяснение: данное произведение писалось не как учебник по астрономии, физике и космонавигации, а как попытка угадать - а что там, за надписью "Конец фильма"? Как сложились характеры и судьбы главных героев? Согласитесь, что с данной точки зрения названия звезд не имеют принципиального значения. Это я так оправдываю свою астрономическую (и по размерам в том числе) и, вообще, научную неграмотность… Все замечания, поправки и критика с научной точки зрения принимаются здесь: tanya 1407@front .ru. Здесь же принимаются отзывы любого характера, если таковые вообще будут.

 

Благодарность: Лиане и Леди Хелл - моим бетам и вдохновителям, Акико Морикава и Светлане Михайловской - моим критикам, а также Хэллавис за ее чудесные песни, которые вели меня через весь сложный процесс создания этого произведения…

 

Краткое содержание предыдущих серий:

Летом будущего года (это не оговорка!) с Земли стартовала первая межзвездная экспедиция. Экипаж состоял из шестерых подростков - четверых калужских школьников, одноклассников, и двоих москвичей. В общем, уже ясно, что корабль тоже был российский. Название корабля "ЗАРЯ" являлось аббревиатурой, раскрывающейся как "Звездолет Аннигиляционный Релятивистский Ядерный". Постепенно "ЗАРЯ" стал "Зарей", и настоящее значение этой аббревиатуры помнил, наверное, только его создатель, он же командир первой межзвездной - Виктор Середа. На момент старта ему и его спутникам не исполнилось и четырнадцати лет. Достигнуть же цели своего путешествия - звезды Альфа созвездия Кассиопея, иначе именуемой Шедар, они должны были в возрасте около сорока…

Однако, вмешался случай в лице некоего Федора Лобанова (тоже, кстати, школьника из Калуги). Федор пробрался на корабль перед стартом, и обнаружили его присутствие уже далеко в космосе, на выходе из Солнечной системы. Несколько недоразумений, связанных непосредственно с появлением Лобанова, привели к тому, что корабль неожиданно приобрел непредусмотренное ускорение, и некоторое время двигался со скоростью, превышающей скорость света…

Стоит ли говорить, что звезды Альфа Кассиопеи корабль достиг раньше, чем было рассчитано, и спасение инопланетной цивилизации ребята осуществили в том же самом, практически, возрасте, в каком и улетели с Земли.

Как бы то ни было, но Вариана (так была названа вторая планета Альфы, которую спасали земляне) осталась позади, а космический корабль "Заря" начал свой длинный трудный путь обратно к Солнцу…

 

Поехали!

КИНОФАНТАСТИКА. ДИЛОГИЯ "МОСКВА-КАССИОПЕЯ".
 
 
У кого есть любая информация по этиму фильму,
присылайте, сделаем страничку в рамках MIELOFON.RU


Ждем ваших писем

© 2002-2004, MIELOFON.RU
Использованы материалы:
Кадры из фильмов
Рисунки Д. Шулындина
Периодические издания.
МиелофонстрелкаКИНОФАНТАСТИКАстрелкаДИЛОГИЯ "МОСКВА-КАССИОПЕЯ"
(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Контент, верстка, аудио-файлы - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин "Русская Фантастика"
Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.


SPADLA Z OBLAKOV Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной. Властелины времени. Полет навигатора. Приключения Электроника. Большое космическое путешествие.