КИНОФАНТАСТИКА
| WIN | KOI | ISO | LAT | TopList
КИНОФАНТАСТИКА
ТРЮКИ НАШЕГО КИНО, МОСКВА - КАССИОПЕЯ
Как снимали невесомость
Сначала об источниках. В 1974-75 годах после выхода на экраны этой дилогии
вся детская пресса считала своим долгом отметится статьёй по этому поводу.
Очень малые крохи информации взяты по памяти из журналов "Пионер", "Костёр" и газеты "Пионерская правда", но в основном использовались собственные домыслы :)

Конечно же, никакого самолёта Ту и искусственной невесомости не было.
Всё гораздо проще.

Всего в фильме четыре "невесомых" эпизода:
1. Выплеснувшаяся из аквариума вода с рыбкой.
2. Копаныгин, летающий по командной рубке.
3. Козелков бегущий по коридору.
4. Лоб, приклеенный к небу.

Как это снималось:
1. Трюковые съёмки - т.н. "блуждающая маска".
2. Командная рубка звездолёта была вращающейся. (Вариант - построена в двух исполнениях:
для обычных съёмок и для "невесомости". Для проведения съёмок рубка поворачивалась на 90 градусов так, что её передняя стена превращалась в пол, а задняя - в потолок.
К которому и был пристёгнут на растяжках "купающийся в острых ощущениях" Копаныгин. Середа и Козелков были намертво принайтованы к креслам. К тому же, для уменьшения нагрузок они располагались в креслах "полулёжа", на самом деле - полустоя, сильно наклонившись вперёд, но всё-таки не вися горизонтально.
3. Козелков бежал по вращающемуся коридору, а камера была закреплена на нём неподвижно.
Отсюда и эффект бега по стенам и потолку. Кстати, аналогичный трюк широко использовался в "Космической одиссее 2001 года". Вместо живого Середы, приклеившегося к полу ботинком, в кадре в этот момент был манекен. Козелков набегает на камеру, полностью заслоняя обзор, камера и коридор останавливаются, манекен Середы убирается, а затем происходит самое главное. На место манекена ставится живой Середа на страховочном поясе, затем коридор сильно наклоняется. Мотор!!! Середа, повиснув на страховке, начинает неуклюжий бег в одном магнитном ботинке по уже неподвижному коридору (обратите внимание как он балансирует руками, якобы под действием невесомости, на самом деле удерживая своё тело в нужном положении в сильно наклонённом коридоре). И тут в дальнем конце коридора плавно зависает на растяжках многострадальный Копаныгин.
Далее - небольшой диалог по поводу ботинок, стоп, снято, всем спасибо.
Коридор звездолёта, как видим, представлял самую сложную конструкцию в фильме - он был во-первых вращающимся, во-вторых мог быть поставлен почти вертикально.
Для пущего эффекта невесомости данная сцена снималась рапидом, т.е. в ускоренном темпе с последующим замедлением при воспроизведении.
4. Комбинация "блуждающей маски" и реальных съёмок в необычных ракурсах.
(Например, кеды, приклеенные к небу, действительно были приклеены к листу стекла, которое и сняли на фоне настоящего неба).

Вот, собственно и всё.

Анатолий Пятков,
инженер, город Пенза.
ТРЮКИ НАШЕГО КИНО, МОСКВА - КАССИОПЕЯ
Как снимали невесомость - 2
Вообще то там все видно сразу. Еще в детстве и дошло.

Невесомость в фильмах наблюдается дважды:
- в командирской рубке Зари.
- в коридоре Зари (когда герой наступает на тюбик суперклея, потеряный Лобановым).

По порядочку.

1. Невесомость в командирской рубке - кино-камера снимает снизу, вертикально вверх. К креслах ребята туго прикреплены ремнями - и не падают на нее. Когда Копаныгин висит над камерой (кстати - им там висеть не очень то и приятно - головами вниз - в пол, на котором вертикально вверх, на них стоит напровленная кинокамера. Если посмотреть внимательно, то видно как актерам туго приходиться - висеть в таком положении у Копаныгина - огромные пятна от пота подмышками), то трос, на котором он висит - загорожен от зрителя телом Копаныгина - же и у зрителя впечатоление, что он парит - перед нами, но на самом то деле он висит над нами, просто - телевизор то мы смотрим вертикально.

2. Невесомость в коридоре (актер медленно перемещается как бы по спирали: пол-стены-потолок-пол), делается еще проще.
Коридор - это труба. Кинокамера крепко закреплена на одном из ее срезов. Когда труба вращается с камерой вместе, то актер внутри трубы, идя по полу одной - как бы перемещается относительно камеры. Т.е. ежели вращать телевизор в направлении движения актера (ежели не ошибаюсь, в фильме, это против час. стрелки), то мы и получим - актера идущего по полу, а экран телевизора (он-же камера, неподвижно соединенная с трубою), стал бы вращаться вокруг актера, все это время спокойно идущего по полу трубы, играющей роль коридора.


Ждем ваших писем

© 2002-2004, MIELOFON.RU
Использованы материалы:
Кадры из фильмов
Рисунки Д. Шулындина
Периодические издания.
МиелофонстрелкаКИНОФАНТАСТИКА
(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Контент, верстка, аудио-файлы - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин "Русская Фантастика"
Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.


SPADLA Z OBLAKOV Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной. Властелины времени. Полет навигатора. Приключения Электроника. Большое космическое путешествие.